История

Палачи, геи и маньяки: зачем нужна была опричнина на Руси

49 35100

3 февраля 1565 года царь Иван Васильевич Грозный объявил о создании опричнины. В ходе последовавшего за этим террора с 1565 по 1572 год погибло около 4 тысяч человек. По историческим  меркам это немного. Население России составляло тогда от 5 до 8 миллионов человек. Только за одну Варфоломеевскую ночь 1572 года во Франции погибло более 30 тысяч человек. 

Однако кровавый круговорот опричнины до сих пор поражает воображение. Как умный и прогрессивный царь дошел до таких безобразий, почему его продвинутые приближенные с невиданной жестокостью убивали друг друга и зачем вообще России понадобилась опричнина?

«Майдан»

В воскресенье, 3 декабря 1564 года, царь Иван Васильевич, отстояв службу в Успенском соборе Кремля, простился с боярами и духовенством, забрал с собой семью и приближенных и уехал из Москвы в неизвестном направлении. С собой эксцентричный самодержец прихватил всю государственную казну.

Несколько недель о царе всея Великия, Малыя и Белыя Руси не было ни слуху ни духу. Он кочевал со своей свитой по всему Подмосковью, но нигде надолго не останавливался. Только в январе он засел в хорошо укрепленной Александровской слободе и оттуда прислал москвичам письмо. В нем царь жаловался на измены бояр и отрекался от престола. Бояр он подверг опале, а у простых москвичей попросил поддержки, объявив, что на них «гневу и опалы никоторыя нет».

Ошарашенная толпа выслушала письмо и заволновалась. У горожан и купцов накопилось много претензий к всемогущим боярам. К вечеру центр Москвы был заполнен народом. Начинался типичный «майдан». Выбранные народом делегаты прорвались в покои митрополита и объявили, что полностью поддерживают царя и готовы самолично поубивать всех бояр-изменников.

Народная поддержка позволила Ивану Грозному уже через месяц, 3 февраля 1565 года, объявить о создании опричнины. Его решение было встречено всеобщим ликованием. Но дальше началось нечто странное.

«Опричники» художника Н. Неврева

Европейский опыт

Собственно, ничего оригинального в решении царя не было. Иван IV, как и французский Людовик XI, английский Генрих VII, шведский Эрик XIV, всю жизнь сражался с удельными князьями и боярами за контроль над огромной раздробленной территорией. Это не была Россия в современном понимании. Это была разнополосица уделов, где московский царь имел свои строго ограниченные владения и вынужден был считаться с другими влиятельными землевладельцами.

Людовик XI сажал крупных феодалов в Бастилию и морил их там голодом. Генрих VII пытал своих феодалов в Тауэре. Эрик XIV казнил несколько сотен знатнейших аристократов Швеции. По пути коллег и пошел Иван Грозный, создавая опричнину.

Опричная система переводила большую часть русских земель в личное владение московского царя. Из этих владений он жаловал за службу своих опричников. Таким образом, бояре-землевладельцы лишались своих угодий и заодно реальной власти. А царь создавал преданную армию своих сторонников, которые должны были физически уничтожить самых могущественных бояр.

Для представителей захудалых дворянских родов и простолюдинов опричнина стала мощным социальным лифтом. Тысячи человек получили возможность вступить в личную гвардию царя и разжиться жалованьем и земельными угодьями. На «смотр» в опричники шли с тем же энтузиазмом, с каким сегодня идут на собеседование в «Гугл». Посадские жители — горожане и купечество — тоже поначалу поддерживали террор против обнаглевших бояр.

«Опричники въезжают в город» художника А. Васнецова

Террор

Обычно опричники наезжали «ко двору» боярина-изменника и громили все поместье. Мужчин убивали, женщин насиловали, хозяина тащили в пыточный подвал. Усадьбу конюшего Ивана Челяднина-Федорова царь разносил лично вместе со своими «кромешниками». Слуг боярина  посекли саблями. Оставшихся домочадцев загнали в сарай и там взорвали.

Допрашивать и пытать изменников могли месяцами. Казни оформлялись как чудовищные спектакли. Жертв четвертовали, подвешивали за ноги, сажали на кол, обливали кипятком. Главной задачей было сделать смерть как можно более медленной, зрелищной и мучительной.

Акции устрашения шли в комплекте с психологическим террором. Иван Грозный тщательно проработал форму одежды опричников и придумал для них модные аксессуары. Одевались опричники обычно в черное. Иногда косплеили монахов: во время служб, на которых царь играл роль игумна, они носили монашеское облачение. Выезжая на свои акции, они приторачивали к седлу песьи головы, к поясу привязывали небольшие метлы. Головы символизировали их собачье рвение. Метлы — чистку государства.

Постепенно опричнина стала государством в государстве. На опричных землях царь строил крепости и замки. Даже в Москве он переехал из ненавистного Кремля в Опричный двор — каменный дворец, спешно выстроенный на Неглинной. Но этого ему показалось мало. Постоянно опасаясь бунтов и заговоров, Иван решил создать опричную столицу в Вологде. Там появились каменная крепость, огромный собор и триста новых пушек. В Вологде царь планировал укрываться от врагов. А пока он жил с опричниками в Александровской слободе, где превратил опричнину в пародию на монашеский орден.

«Иван Грозный показывает свои драгоценности английскому послу Горсею» художника А. Литовченко

Другая его идея была — убежать от бояр в Лондон. В сентябре 1567 года царь дал тайную аудиенцию английскому послу Дженкинсону. Он просил у королевы Елизаветы убежища в Англии «для сбережения себя и своей семьи».

Бояре почувствовали, что царь дает слабину, и действительно организовали масштабный заговор. Они решили посадить на трон двоюродного брата Ивана Васильевича — князя Владимира Старицкого. Разделываясь с заговорщиками, Иван Грозный устроил множество впечатляющих расправ.

Митрополита Филиппа, поддерживавшего заговор, опричники выгнали из церкви прямо во время службы, избили метлами, усадили в сани и отправили в ссылку, где он вскоре умер. Конюшего Ивана Федорова царь велел привести в тронный зал, одеть в царские одежды и усадить на трон. Иван Васильевич поклонился Федорову в ноги и сказал: «Ты хотел занять мое место, вот, ныне ты великий князь». После этого он ударил «великого князя» кинжалом. Присутствовавшие опричники бросились на несчастного и добили его прямо на троне.

Чуть позднее царь приказал отравить князя Владимира Старицкого, его мать, жену и девятилетнюю дочь. Были убиты и его слуги.

Разгром

В 1569 году шведский король Эрик XIV, опасаясь заговора своих приближенных, попросил русских послов увезти его в Москву. Но спасти его не успели. Шведские герцоги убили своего короля. 

Эта смерть перепугала Ивана Грозного и усилила его паранойю. Решив, по некоторым данным, что Псков и Новгород собираются перейти на сторону Литвы, он выслал несколько сотен знатных семей из Пскова и устроил страшный зимний поход на Новгород. 

В январе 1570 года его опричники запытали и убили несколько сотен человек, подозревавшихся в связях с ливонцами. Обвиняемых бросали в реку Волхов и заталкивали под лед. Младенцев привязывали к матерям и вместе топили их в ледяной воде. В дополнение опричники разграбили 27 монастырей и знаменитый новгородский торг.

Летом царь решил повторить новгородский погром уже в Москве. В ходе своих «розысков» он открыл измену внутри самой опричнины. Пошли доносы, пытки, убийства. Опричнина начала пожирать сама себя. Были казнены ее лидеры. В это время страну накрыли чума, голод, бесконечные военные поражения. В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлетом-Гиреем. На следующий год Иван Грозный распустил опричнину. Она не достигла ни одной из заявленных целей.

Опричники

«Иван Грозный и Малюта Скуратов» художника Г. Седова

«Прескверными паразитами и маньяками» называл опричников князь Андрей Курбский. Хотя и среди них были по-настоящему яркие люди. Они недаром вошли в фольклор, романы и фильмы. Имя Малюты Скуратова вообще стало нарицательным. «Не так страшен царь, как его Малюта», — говорили в народе.

Самый худородный из опричников, провинциальный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский прославился своей невероятной жестокостью. Он лично громил поместья бояр-изменников, самостоятельно их пытал и собственноручно публично казнил. В 1569 году он возглавил опричное сыскное ведомство. В 1570-м руководил массовыми убийствами в Новгороде. В это же время он чрезвычайно удачно пристраивал замуж своих дочерей и родственниц. Через Марфу Собакину, которую Иван Грозный взял в жены, ему удалось породниться с самим царем. Из трех его дочерей одна в будущем стала царицей, другая — наследницей престола.

Основателем и идейным лидером опричнины был замечательный военачальник и толковый политик Алексей Басманов. Блестяще воевавший под Казанью, он рано столкнулся с эгоизмом и местничеством бояр, которые рады были в любой момент продать, предать и переметнуться на сторону врага. Именно ему пришла в голову идея личной гвардии царя, устроенной наподобие монашеского ордена.

Одним из первых Басманов предложил в опричнину своего сына Федора. Красавец Федор Басманов получил при опричном дворе должность кравчего и сделал довольно двусмысленную карьеру. Про него упорно говорили, что он был любовником царя. Так это или нет, но сюжет этот зажил своей жизнью.

Благодаря Федору Басманову русская литература и искусство не остались в стороне от гей-темы. Сначала его сочно описал Алексей Константинович Толстой в романе «Князь Серебряный». «Наиболее удавшееся ему изображение женоподобного Федьки Басманова, резкое до содомской наглости», — хвалил Толстого критик Аполлон Григорьев. 

В 1942 году гений советского кино Сергей Эйзенштейн пригласил на роль Федора в своем «Иване Грозном» Михаила Кузнецова, и пляски доморощенного гей-опричника в женском платье стали классикой мирового кинематографа.

Когда Иван Грозный начал разгром опричнины, он предложил Федору Басманову спасти свою жизнь, убив родного отца. Царский фаворит не колебался. Создатель опричнины Алексей Басманов был зарезан собственным сыном. Одновременно был убит и другой его сын, Петр Басманов. Но Федора это не спасло. Его отправили в ссылку, где он вскоре и умер при невыясненных обстоятельствах.