Я путешествую, увы, не очень часто, но этой осенью мне повезло побывать в трёх городах, посетить которые я, разумеется, хотел уже очень давно. Фотоотчёт о Владивостоке я уже представлял, рассказ о Киеве ещё впереди, но самое мощное впечатление на меня произвёл Екатеринбург – столица Урала, одна из главных точек на карте нашей страны. Приехав на кинофестиваль «Россия», я провёл здесь всего четыре с половиной дня, но их хватило, чтобы помимо знакомства с новым документальным кинематографом, обойти едва ли не весь центр города – во всяком случае, весьма значительную его часть. Красивый город, очень необычный.
Подозреваю, что фотографии не в полной мере отразят моё впечатление, поэтому попробую дополнить словами: я впервые понял, что архитектура и правда может влиять на человеческую жизнь. Правда, местные жители, быть может, уже давно и не обращают на всё это внимания, но я едва ли не на каждом шагу ахал: «Здорово!». И у этого чуда есть даже славное название: Конструктивизм! Как я понял (подробнее объяснят специалисты), в советское время здесь смело экспериментировали с формой – не разрушая при этом прежних шедевров. Влияние той поры отчётливо видится и в сегодняшних, возведённых недавно зданиях – которые своей смелостью и оригинальностью продолжают славные традиции. То же относится и к памятникам города – ну где ещё можно увидеть памятник клавиатуре? А здесь он есть – пожалуй, главный местный «прикол», который с полным правом можно назвать и несомненной местной гордостью.
Креатив! Которым дышит весь город и благодаря которому и возникает то неподдельное обаяние, присущее Екатеринбургу. Москве с её «официозными» монументами как раз этого необычайно не хватает.
Пример того, как прекрасно уживается здесь старое и новое: памятник Свердлову (имя которого город носил в советские времена) на фоне «старорежимного» здания Театра оперы и балета и наисовременнейшей башни бизнес-центра «Высоцкий» в 53 этажа.
Памятник «битлам». Которые, как известно, выступали в Свердловске летом 1964-го… Шутка. Но ведь и Карл Либкнехт до Урала так и не доехал – а в честь него целую улицу назвали. Так что народная дань любимой группе – один из лучших уголков Екатеринбурга.
Вот, собственно, перекрёсток проспекта Ленина и улицы того самого Либкнехта. По центру – здание первого в городе театра (позднее ставшего кинотеатром) «Колизей». Справа – Сергей Светлаков указывает землякам путь к светлому будущему.
«Городок чекистов» – бывшее общежитие молодых сотрудников НКВД, ныне гостиница. Примечательна, как видите, своей формой. Это вид со двора.
Перекрёсток улицы Попова (изобретатель радио учился в Екатеринбурге) и улицы имени местного революционера Вайнера. Улица Вайнера – одна из старейших в городе, говоря проще – здешний Арбат. Если я не сбился со счёта, украшают её по меньшей мере семь скульптурных композиций: есть банкир, есть лотошник, есть велосипедист, есть автомобилист…
И все они постоянно окружены народом, желающим с этими фигурами сфотографироваться. Приходилось минутами ждать, чтобы запечатлеть фигуры в их первозданном, не облепленном туристами виде. Хотя дождаться получалось не всегда.
Памятник влюблённым – пожалуй, один из самых романтичных памятников, мне когда-либо встречавшихся. Классный. Кстати, он органично рифмуется с другой местной влюблённой парой – с памятником Высоцкому и Марине Влади.
Гуляя по городу сам по себе, я несколько раз замечал тянущуюся по тротуару красную линию (она видна слева от «Влюблённых»). Поначалу я и не гадал, что это такое, а потом уже заинтересовался: неспроста ведь она мне всё время встречается! Подумал – и так и набрал в поисковике: «Красная линия Екатеринбурга». Повторив за мной то же самое, вы и сами узнаете все подробности. Коротко же – это такой замечательный туристический проект: если идти по этой линии, то обойдёшь все главные достопримечательности города. И возле каждой найдёшь подсказку с указанием номера, по которому можно получить экскурсионную справку. Так вот выглядит в «краснолинейной» иконографии памятник основателям города Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину.
Насчёт «всех достопримечательностей», конечно, можно поспорить – я увидел гораздо больше, но сама по себе идея здоровская. Часто ведь так бывает: незнакомый город, что посмотреть в первую очередь – не знаешь, ну и идёшь куда глаза глядят. А тут – вышел к линии и пошёл уже целенаправленно. Для туриста, попавшего в город на день – идеальный вариант провести время! Говорят, подобные линии есть и в других городах – ну и правильно. Хорошую идею надо развивать повсеместно.
Музей Владимира Высоцкого в упомянутой уже башне: полностью восстановленный гостиничный номер, в котором великий поэт жил во время своего пребывания в городе (а был он здесь два раза). Вход в музей, кстати сказать, свободный.
Комментарии, наверное, излишни. Самая грустная картина, встречавшаяся мне за последнее время.Но наряду с развалом и закрытием «официальных» городских книжных магазинов, существуют, по счастью, частные заведения – вот как этот симпатичный магазинчик в подвале. Увы, подвал – это всё, что может выделить сегодня книгам большой город.
Самого магазина «Мелодия» в этом доме я тоже не обнаружил. Даже не знаю – либо смотрел плохо, либо вывеска осталась просто ещё одним памятником минувшей эпохе.
Памятник Борису Ельцину на улице Бориса Ельцина. Суббота – здесь ни души. А монумент оригинальный, конечно. В Екатеринбурге иначе и быть не могло.
Набережная Рабочей Молодёжи.
А это музей Свердловской киностудии. К большому моему сожалению, на самой киностудии смотреть оказалось нечего: пустой павильон, Школа кино, стерильные офисы – совсем не то, что сейчас на «Мосфильме». Да и музей этот на самом деле – крохотная комнатушка. А жаль, очень жаль. Всё-таки некогда Свердловская киностудия была крупнейшей за пределами двух столиц, здесь (помимо прочих) поставил свои первые фильмы Владимир Хотиненко и начинал свой путь в кино Алексей Балабанов.
То тут, то там в центре города можно заметить такие вот зеркала. Некоторые из них висят на стенах домов, некоторые прикреплены к киоскам. Судя по всему, в этом есть некий Высший Смысл – но каким бы он не был, идея и забавная, и полезная. Правда, не скажу, что все подряд так уж в эти зеркала и смотрятся – мне показалось, что многие их вовсе не замечают.
В Екатеринбурге очень весёлые трамваи – в том смысле, что раскрашены преимущественно в яркие цвета. И даже если это реклама – смотреть радостно. И что хорошо: я сперва думал, что все они будут одинаковыми (если уж реклама – то на каждом трамвайчике), но оказалось, что нет – повторяющиеся трамваи мне почти не встречались. Каждый – индивидуален. Жалею, кстати, что так и не довелось прокатиться – предпочёл в этот раз долгие пешие прогулки.
Память о былой эпохе жива ещё и в местном Доме офицеров.
А вот сквер имени Павлика Морозова мне довелось видеть только с улицы. Но впечатляет сам факт наличия этого сквера. С другой стороны, осколки режима – тоже своего рода памятники…
Вот кто бы мог подумать, что на крыше дома, вдоль которого я проходил несколько раз, написано такое: «Женя, выходи за меня»! Это посильнее, чем надпись на асфальте возле подъезда! Но если с Женей всё как-то понятно (хотя судьба её интригует), то вот кому адресована другая надпись во всю крышу: «ТЕБЯ ВИДНО», - которую я разглядел в бинокль со смотровой площадки на 52-м этаже «Высоцкого»? Инопланетянам?..
Легендарная «плотинка», готовящаяся через десять лет отметить 300-летие. Место, с которого начался Екатеринбург.
Улица Луначарского.
Невьянские валенки на местном рынке. И знаете – покупают.
Прославленный «Коляда-Театр» располагается, оказывается, не в мраморном особняке, а в совсем небольшом (на взгляд со стороны) деревянном здании на улице Тургенева. Внутрь я в этот раз не попал, а вот снаружи – очень симпатично.
На самом деле внутри кинотеатр «Салют» очень красивый. Очень. Говорят, это вообще лучший кинотеатр города. И я готов с этим согласиться – даже несмотря на то, что не имел удовольствия полноценного сравнения. Но вот с вывеской своей они чего-то накосячили. Надеюсь, что хоть за прошедший месяц успели её починить – и это фото уже стало историей.
Даже не знаю, кто мне больше здесь нравится – великий сказочник («Каменный цветок» и другие сочинения) или присоседившийся к нему внизу зверёныш, распознать которого я затрудняюсь. Хорёк?
В центре города осталось несколько очень красивых деревянных домов. Порой они здорово смотрятся на фоне окружающих их небоскрёбов и просто современных зданий.
Открытый десять лет назад Храм на Крови – возведённый на месте печально известного дома Ипатьева, где была расстреляна царская семья. Основная часть храма в дни моего визита была почему-то закрыта, зато можно было посетить его подвальную часть – символизирующую, как можно догадаться, тот самый подвал.
Как сказали бы в прежние времена, Екатеринбург – город контрастов. По меньшей мере пару раз у меня было такое: оказавшись в неприглядном на первый взгляд районе, я хотел было развернуться назад – но что-то подсказывало мне: пройди ещё сотню метров! Я проходил – и поражался: как внезапно расцветало место, показавшееся поначалу таким унылым.
Этот кадр – как раз такого «переходного» периода: здание в верхнем левом углу – городской цирк, очень красивый, с необычайным куполом. Но так как его изображение доступно всем и без нас, мы решили показать то, что обычно не напечатают на туристических картах – эту самую «неприглядную изнанку». Отметить, что называется, не только несомненные плюсы, но и не столь очевидные минусы.
Одно из сильнейших моих впечатлений от Екатеринбурга – этот вот дом. Это самый центр, в двух шагах от набережной. То есть, не где-нибудь на задворках, а на виду у всех стоит благородный красавец, разрушающийся буквально на глазах. И судя по всему – днём там даже кипит жизнь, кто-то работает. Правда, с боку там висит реставрационная сетка – но я даже задумался, а что будет лучше: сделать «косметический ремонт» и превратить фасад в «один из многих» - или оставить дом, как есть, во всей его увядающей уникальности?..
На заднем плане – недостроенная телебашня, тоже один из символов Екатеринбурга.
Даже пятьдесят фотографий не смогут передать всего очарования Екатеринбурга – тем более что как раз тот самый «конструктивизм» у меня вышел хуже всего. Но это лишь повод вновь прилететь в Екатеринбург.
См. также: