Кино

Папе «Насти» и «Афони» исполняется 85 лет

4 569

Некоторые снобы почитают комедию «низким жанром», однако с ними отнюдь не всегда следует соглашаться. Потому как комедия комедии рознь: есть «туалетный юмор», а есть остроумные байки, рассказанные мягко, тепло, с любовью к человеку. Творчество Георгия Данелии принадлежит, безусловно, ко второй категории. Его фильмы не то чтобы не стареют — они смешны до сих пор, сколько бы лет не прошло с момента их создания. Их можно смотреть и пересматривать бесконечно — и не только смеяться ситуациям, в которые попадают экранные персонажи, но и переживать за героев, принимая близко к сердцу их душевные помыслы и возникающие на пути к желанному счастью проблемы.

Фрагмент из фильма Георгия Данелии «Осенний марафон»

Имеет ли смысл рассказывать подробнее, кто такой празднующий сегодня юбилей Георгий Данелия?.. Пожалуй, достаточно просто перечислить его лучшие фильмы (а лучшими можно назвать едва ли не все его ленты): «Серёжа», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Паспорт», «Настя», «Орёл и решка». Критики особенно выделяют его работу «Не горюй!», к «культовым» причислен его фантастический опыт «Кин-дза-дза!», получивший спустя четверть века авторский анимационный ремейк.

Фрагмент из фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза!»

Возможно ли жить в нашей стране — и ни разу не видеть хотя бы одного из этих шедевров?.. Разве что только очень молодой либо совсем не интересующийся кино человек недоумённо пожмёт плечами, признав своё невежество в данном вопросе; но миллионы наверняка назовут этого замечательного режиссёра в числе любимейших деятелей русскоязычного искусства.

Фрагмент из фильма Георгия Данелии «Мимино»

Юмор Данелии особенный — лирический, слегка сентиментальный. А некоторые его картины попадают скорее под разряд трагикомедий: вроде бы смешно, а почему-то плакать хочется. Но это чаще светлые слёзы: как бы не было порой героям его фильмов тяжело, зритель верит, что в итоге всё образумится — ведь хорошие люди заслуживают хорошей участи.

Одна из главных заслуг Георгия Николаевича состоит в том, что он описал и показал нас так, как мало кому это удавалось в советском кинематографе — и этот портрет по-прежнему безошибочно узнаваем.

Фрагмент из фильма Георгия Данелии «Афоня»