Китай в военно-техническом плане сравнялся с ведущими державами, а возможно, в чём-то превзошёл некоторые из них. О разработке Пекином собственного истребителя шестого поколения известно давно. Правда, вживую в небе машина с индексом J-36 официально не демонстрировалась.
Бóльшая часть воздушных изображений J-36 является неофициальными случайными кадрами, регулярно сливаемыми наблюдателями в соцсети. Нельзя исключать, что подобная окутанная покровом тайны «презентация» является частью стратегии китайских военных. Просто так в данной стране ничего никогда не утекает.
Последняя «случайная презентация» произошла несколько дней назад, когда в китайских и международных соцсетях появились видео, на которых отмечено сразу две новинки. На кадрах видно, как недалеко от объектов Chengdu Aircraft Corporation (аэрокосмической компании) китайский самолёт-невидимка шестого поколения J-36 идёт в одном строю с уже известным J-20.
Совместный полёт
Это первый публично продемонстрированный случай совместного полёта китайской платформы шестого поколения и действующего истребителя пятого поколения. Данное видео может означать, что J-36 полностью готов, а ВВС НОАК испытывают не только J-36, но и его интеграцию с существующими боевыми самолётами.
По имеющимся кадрам можно различить разницу в размерах двух самолётов. J-36 заметно длиннее и шире, чем J-20, что указывает на его возможную принадлежность к классу малозаметных истребителей-бомбардировщиков. Можно предположить, что самолёт создан как тяжёлая тактическая платформа с просторными внутренними отсеками для ракет класса «воздух — воздух» большой дальности, высокоточного оружия дистанционного наведения или разведывательной полезной нагрузки.
Многоцелевой интегратор
J-36 считается главным китайским кандидатом шестого поколения на участие в глобальной гонке за воздушное пространство. Среди отмеченных особенностей выделяются следующие моменты:
- бесхвостая конфигурация для снижения радиолокационной заметности со всех сторон;
- крылья с широкой хордой для увеличения внутреннего объёма и запаса топлива;
- несколько воздухозаборников в верхней части фюзеляжа.
Всё это соответствует платформе для дальних полётов, сохранения скрытности и доставки тяжёлых грузов на большие расстояния.
Общая геометрия самолёта согласуется с более ранними китайскими презентациями концепций шестого поколения. Просматривается ожидание того, что будущая китайская система будет опираться на центральный высокоавтоматизированный узел, выполняющий функции ударного самолёта и воздушного командного пункта. В этом смысле самолёт, который сейчас можно увидеть над Чэнду, выглядит не столько как истребитель завоевания превосходства в воздухе, сколько как многоцелевой интегратор, способный контролировать работающие вместе с ним современные боевые самолёты, беспилотники «верного ведомого», а при необходимости и устаревшие пилотируемые истребители.
J-20
В отличие от J-36, про второго участника совместного полёта в виде истребителя пятого поколения J-20 известно достаточно много. Впервые поднявшийся в воздух в 2011 году и принятый на вооружение в том же десятилетии J-20 является самолётом завоевания превосходства в воздухе. Машина имеет внутренние отсеки вооружения и усовершенствованный локатор. С 2024 года оснащена отечественными двигателями WS-15. Данные условия обеспечивает самолёту лучшие характеристики на высоте и большую мощность локатора.
Появление двухместного J-20S добавило к экипажу оператора, ответственного за управление полётами, дальние воздушные бои, высокоточные удары и управление беспилотными системами.
Разбор совместных полётов
Объединение прошедшего сертификацию в ВВС НОАК самолёта пятого поколения с тяжёлой платформой шестого поколения позволяет китайским инженерам проверить взаимосвязь и обмен данных локаторов, совместное наведение и процедуры обеспечения безопасности полётов, не подвергая себя риску одновременного запуска двух недостаточно испытанных прототипов.
Для чего это нужно
С оперативной точки зрения совместный полёт J-36 и J-20 свидетельствует, что ВВС НОАК изучают ударные комплексы смешанного поколения. В таком комплексе J-36 благодаря объёму, дальности и внутренним отсекам первым войдёт в спорную зону в качестве малозаметного разведчика, неся локаторы и дальнобойное оружие или выступая в качестве бортового наводчика.
J-20S останется немного в стороне, объединяя данные J-36 с собственной картиной, защищая воздушное пространство от вражеских истребителей и обеспечивая уровень управления в контуре для сложных боевых действий.
Такая тактика отражает то, что ВВС США намерены сделать с парками NGAD, F-35 и F-22, когда новая дорогая платформа не заменяет существующие самолёты пятого поколения, а организует их, расширяя дальность использования.
Для Китая, чьи сценарии действий в западной части Тихого океана требуют проникновения в плотные сети разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) и интегрированные сети ПВО США и их союзников, такая конструкция действительно необходима. Тяжёлый самолёт шестого поколения мог бы первым войти в зону поражения, чтобы засечь выбросы и сбросить ловушки с двигателями. Следующие за ним J-20 затем преследовали бы воздушные цели или сопровождали бы дальнобойные бомбардировщики вроде H-6K или беспилотные боевые летательные аппараты.
Три послания Западу и Востоку
Время и публичный характер строевого полёта имеют стратегический резонанс. Не было никаких видимых попыток со стороны китайских властей удалить контент из соцсетей, что предполагает как минимум молчаливое одобрение и желание продемонстрировать технологическую преемственность от пятого к шестому поколению.
Пекин посылает три параллельных сообщения:
- Вашингтону и западному оборонному сообществу: о том, что ВВС НОАК не просто догоняют, а открывают собственный путь к воздушной мощи шестого поколения, потенциально сокращая отрыв от американского Next Generation Air Dominance до того, как он достигнет начальной оперативной готовности;
- региональным игрокам вроде Японии, Республики Кореи и Австралии, вовлечённым в амбициозную схему модернизации воздушного боя: о том, что Китай готов разместить самолёты, специально разработанные для проникновения в их системы ПВО, усложнения их цепочек поражения и создания угрозы морским базам и военно-морским оперативным группам;
- Тайваню и силам США, действующим вокруг первой островной цепи: о том, что ВВС НОАК работают над дальнобойными скрытными ударными и командными платформами, которые после создания смогут контролировать рои беспилотников, насыщать оборону и держать ключевые узлы под угрозой, не используя большое количество пилотируемых самолётов.