Правительство представило проект бюджета на 2022−24 год. В его основе одна простая идея — рост благополучия людей, заявил премьер-министр России Михаил Мишустин. Но если посмотреть на некоторые цифры, заложенные в документе, создается впечатление, что этот рост — не цель, а средство: все, что в кошельках у россиян прибавится, тут же и заберут для «дальнейшего развития страны».
Светлый путь
Если верить выкладкам официальных лиц, россиян ожидает вполне себе радужное будущее. По словам главы правительства, в следующую трехлетку предполагается увеличение социальных расходов и трат на восстановление экономики после пандемии. Безработица уже вернулась на доковидный уровень, как и потребительский спрос. По итогам этого года ожидается рост ВВП на 4,2%, в дальнейшем — по 3% в год.
Минэкономразвития, в свою очередь, прогнозирует рост реальных располагаемых доходов россиян в 2021 году на уровне 3%, а в следующие годы — в среднем на 2,5 процента. Как пояснил глава ведомства Максим Решетников, финансы граждан будут прибавляться за счет стабилизации рынка труда, повышения зарплат, а также поступлений от предпринимательской деятельности и доходов от собственности.
И все бы хорошо, вот только циферки уж больно скромные. Доходы населения в этом году и впрямь могут вырасти, допускают эксперты, и расчеты Минэко тут вполне реалистичны, но не стоит забывать, что это рост от низкой базы после прошлогоднего провала (по оценкам Росстата, в 2020 году доходы снизились на 3,5%). То есть, по сути, это даже не рост, а восстановление к уровню 2019 года, да и то — еще неполное.
При этом доходы населения по-прежнему примерно на 10% ниже, чем перед кризисом 2014 года, напоминает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Так что пока о значимом повышении благосостояния людей говорить не приходится, добавляет аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruДальнейшего ежегодного увеличения реальных доходов на 2,5% можно добиться при предполагаемой ЦБ РФ стабилизации инфляции на целевом уровне 4%, считает Марк Гойхман.
Для этого необходимо расширение производства и в целом рост экономики. Если станут реализовываться масштабные нацпроекты, увеличение госинвестиций способно придать некоторый импульс хозяйству, — сказал он «Ридусу».По словам эксперта, финансовые возможности для этого есть: и в плане расширения доходов бюджета, и в использовании Фонда национального благосостояния, о чём сейчас активно ведётся дискуссия. Таким образом, планы Минэко могут быть реализованы, с учётом низкой точки «старта», при благоприятной внешнеэкономической и политической конъюнктуре.
Но темпы роста доходов на 2,5% в год нельзя назвать высокими, отмечает Елена Киселева. Для сравнения она приводит первую половину 2000-х годов, когда действительно ощущался рост благосостояния: тогда темпы роста реальных располагаемых доходов превышали 10% в год.
Сейчас вряд ли такое можно повторить, но стоит стремиться к увеличению темпов роста реальных доходов хотя бы до 4−5%. Выход на такие показатели возможен, если мы сможем добиться активизации инвестиций и развития предпринимательского сектора как драйверов экономического роста, — подчеркивает аналитик. © Антон Новодережкин / ТАССМежду тем, даже рост благосостояния не означает автоматического желания тратить, предупреждает генеральный директор Центра социального проектирования Платформа Мария Макушева.
Но в последние месяцы мы видим также восстановление потребительского оптимизма после пандемии, снижение опасений. Это наряду с отложенными потребностями способствует росту потребительского спроса, — уточняет она.Реальные приоритеты
Скромный рост доходов, если он, в принципе, будет, могут съесть новые налоги. Предполагается, что доходы бюджета в следующие три года будут неуклонно повышаться: 25,02 триллиона — в 2022 году, 25,54 — в 2023-м, 25,83 — в 2024-м. При этом ожидается, что средняя цена российской нефти снизится с 66 долларов в 2021-м до 62,2 доллара за баррель в 2022 году. Откуда же придут дополнительные поступления? Что-то возьмут взаймы (объем госдолга в 2022 году вырастет с 17,8% до 19,4% ВВП), а что-то — из карманов бизнеса и населения.
В частности, рассматривается возможность введения акциза на сладкие напитки и налога на любые переводы физлиц за рубеж (обсуждается ставка до 1% от суммы), а также «донастройка» налогообложения состоятельных граждан. 90 миллиардов рублей придется отдать нефтяной отрасли после расширения налога на добавленный доход. И еще около 360 миллиардов рублей бюджет может получить за счет повышения НДПИ до 6% для металлургической отрасли и его расчета исходя из биржевых котировок металлов.
© Дмитрий Феоктистов/ТАССВ общей сложности доходы бюджета в 2022 году должны вырасти на 1,59 триллиона рублей или на 6,8%. Примечательно, что это более чем вдвое опережает темпы предполагаемого роста российской экономики. При этом существенно увеличивать расходы власти не планируют — они вырастут лишь на 0,7%. Практически все дополнительные доходы уйдут в бюджетный профицит, который составит 1,411 триллиона рублей.
В этом проявляются приоритеты государства. Похоже, пополнение казны становится самоцелью, в том числе и за счёт увеличения налогов — как с бизнеса, так и с населения. Но такая постановка задач и планов содержит немало внутренних противоречий, — отмечает Марк Гойхман.Если увеличивается налоговая нагрузка, то подрывается и увеличение реальных доходов, повышение благосостояния населения и платёжеспособный спрос людей как стимул роста производства, поясняет он. С другой стороны, повышение налогов на бизнес снижает его рентабельность, возможности инвестирования и наращивания выпуска продукции. Возможности для повышения зарплат, соответственно, тоже сокращаются, добавляет Елена Киселева. Скорее всего, увеличение налоговой нагрузки негативно скажется на доходах населения, соглашается она.
Всё это идёт вразрез с декларированием задач увеличения благополучия россиян и экономического роста. Бюджетные приоритеты, как ни парадоксально, ограничивают возможности развития страны и выполнения заявленных задач, — заключает Марк Гойхман.