По Европе поползли слухи, что Россия заглушила сигнал частного самолёта председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен.
В воскресенье зафрахтованный Еврокомиссией самолёт совершал тур по «прифронтовым государствам» Европы. Лайнер потерял сигнал системы GPS при приближении к аэропорту Пловдива в Болгарии. Издание The Financial Times, корреспондент которого находился на борту самолёта, поспешило сообщить, что самолёт кружил над территорией в течение часа, прежде чем пилот совершил посадку по бумажным картам. Хорошо ещё, что не по пачке «Беломора», как в известном анекдоте.
Брюссель и София поспешили обвинить Россию и назвали инцидент «вопиющим вмешательством» российских спецслужб.
Пустой переполох
Предполагаемое нападение на фон дер Ляйен могло спровоцировать серьёзный дипломатический кризис или даже нечто худшее. Однако спустя несколько дней болгарское правительство и исполнительный комитет ЕС поспешили замять инцидент.
В понедельник сервис отслеживания полётов Flightradar24 сообщил, что сигнал GPS не терялся, а посадка самолёта задержалась всего на девять минут. При этом во вторник премьер-министр Болгарии Росен Димитров Желязков смягчил заявления о прямом вмешательстве России и назвал инцидент рядовой ошибкой, связанной с более широкими последствиями войны на Украине.
«Нет необходимости расследовать ситуацию, поскольку нарушения не являются ни гибридными, ни киберугрозами», — сказал Желязков.
Болгарские власти обнаружили, что самолёт оснащён резервной электронной системой, которая позволяла ему приземляться, в связи с чем бумажные карты не требовались.
Желязков добавил, что подобные радиоэлектронные помехи стали обычным явлением с начала конфликта на Украине.
«К сожалению, это одно из побочных, но немаловажных последствий подобных конфликтов», — уточнил болгарский премьер-министр.
Президент США Дональд Трамп на брифинге во вторник назвал эпизод «интересным», а издание Guardian сообщило, что Италия рассматривает возможность сохранения в тайне маршрутов полётов государственных авиалиний.
Что это было?
В комментарии правительства Болгарии агентству Politico приводятся детали происшествия.
«Службы воздушного движения немедленно предложили альтернативный подход к посадке с использованием наземных навигационных средств и системы посадки по приборам, независимо от систем GPS», — отметили в правительстве Болгарии.
По словам Яна-Арведа Рихтера — генерального директора компании JACDEC, проводящей анализ безопасности полётов в коммерческой авиации, сведения Flightradar24 и другие данные слежения показывают, что самолёт фон дер Ляйен «приближался к аэропорту Пловдива с востока, предположительно, для посадки на взлётно-посадочную полосу 30», но «по неизвестным причинам первый заход отменён, а самолёт пролетел над аэропортом на высоте около 2100 метров».
«Затем самолёт выполнил правый каплевидный поворот в юго-восточном направлении и снова занял позицию для захода на посадку по курсовому маяку на взлётно-посадочную полосу 30. Манёвр завершился благополучной посадкой», — рассказал Рихтер.
Специализирующийся на авиационных данных технологический стартап из Швейцарии SkAI Data Services сообщил, что в регионе «на больших высотах наблюдалось региональное глушение, но полётные данные не указывают на потерю GPS на самолёте фон дер Ляйен».
По данным Flightradar24, вместо 1 часа 48 минут полёт продолжался 1 час 57 минут, что представляет собой незначительную задержку.
Отвечая на вопросы о данных полёта во вторник, главный представитель Европейской комиссии Паула Пиньо заявила: «Были помехи в работе GPS, но самолёту все же удалось благополучно приземлиться. Независимо от того, что произошло в этом конкретном полёте, с начала войны на Украине наблюдается значительное и весьма заметное увеличение случаев глушения и спуфинга GPS».
Два ключевых агентства воздушного движения ЕС, Евроконтроль и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA), «в настоящее время изучают факты сообщённого события». Об этом говорится в заявлении EASA, которое «полагается на компетентные органы» в Болгарии в плане предоставления официальной отчётности.
Насколько это опасно?
Специалисты по аэронавигации подчёркивают, что глушение GPS пугает, но не приводит к полной потере управления самолётом.
«Если GPS выходит из строя или пилоты обнаруживают, что сигнал искажается или глушится, то на борту самолёта и на земле есть другие системы, на которые пилоты могут положиться для безопасного продолжения полёта», — отмечено в заявлении EASA.
Представитель EASA Джанет Норткот заявила, что им неизвестно о «каких-либо авариях, произошедших непосредственно из-за глушения GPS».
Рихтер отметил, что ни один самолёт с количеством мест не менее 20 никогда не терпел крушения исключительно из-за помех GPS.
«Но были случаи, когда ложные сигналы системы посадки по приборам (ILS) играли важную роль», — добавил он, имея в виду систему точного захода на посадку, которая, в отличие от спутниковой GPS, использует два радиолуча для обеспечения пилотов вертикальным и горизонтальным наведением при заходе на посадку.
В результате инцидента с ILS в 1972 году в Осло погибло 40 человек, выжило только пятеро пассажиров.
По словам Пиньо, система ILS действует как резервная схема и позволяет самолётам безопасно найти взлётно-посадочную полосу. Как утверждают болгарские чиновники, именно она помогла самолёту фон дер Ляйен приземлиться.