В конце 2012 года в качестве эксперимента по борьбе с пробками в Москве появились первые платные парковки. Столичные власти посчитали опыт удавшимся. Всего через полгода, в июне прошлого года, проект распространили в пределах всего Бульварного кольца. В декабре же чиновники и вовсе посчитали, что 2 у.е. в час за "постоять" недостаточно, и подняли тарифы до 80 рублей за 60 минут стоянки.
Большинство автовладельцев нововведение восприняли в штыки. Цены и на стояночные места и впрямь высоковаты. Парковка в российской столице стоит столько же, сколько и в Нью-Йорке, точнее, стоила до повышения московских цен. Платить же спешат далеко не все. Одни закрывают номера подручными средствами, другие - паркуются в запрещённых местах, третьи просто плевать хотели на все возможные запреты.
В качестве ответного хода мэрия наняла целую армию контролёров. "Пешие стрелки" обходят парковки своим ходом, требуя своевременной оплаты и фиксируя нарушения. "Моторизированные подразделения" объезжают город на легковушках, нарушения фиксируют специальные устройства. Прокатившись на одной из таких зелёненьких машинок ЦОДД (Центр Организации Дорожного Движения), корреспонденты «Ридуса» сумели увидеть работу контролёров парковок, как говорится, от первого лица.
Всего таких "шпионских автомобилей" сегодня ездит по Москве 310 штук. У каждой - собственный маршрут, как у любого общественного транспорта, разве что без остановок. Точнее, остановки происходят один раз в час на 15 минут, требования безопасности.
Рабочая смена - от 8 до 12 часов. Экипаж машины состоит из двух человек: водителя и техника. Один, понятно, рулит, второй - контролирует работоспособность электронного оборудования.
Камера фиксирует припаркованные машины. В ней установлено два объектива. Первый снимает крупный план номера. Эта фотография в дальнейшем обрабатывается программой, которая переводит графику в буквенные и цифровые символы. Второй объектив делает общий план транспортного средства. В том случае, когда номер частично не читаем, это даёт дополнительные возможности для установления нарушителя: цвет и модель автомобиля. Определением географического положения занимается система ГЛОНАСС, на каждую фотографию "лепятся" спутниковые координаты. По словам сотрудника Государственного казённого учреждения Центр Организации Дорожного Движения правительства Москвы (далее ЦОДД) Алексея Хорошунова, погрешность определения местоположения автомобиля составляет около 1-2 метров. В отдельных сложных случаях, когда сигнал со спутника получить проблематично, например, в тоннелях, прибор может ошибиться и на 10-15 метров.
Весь процесс высвечивается на экране. Если в фокус попадёт авто, постановленное на платную стоянку, на экране высветится символ платной парковки. Если автовладелец поставил машину под запрещающим знаком, монитор выдаст соответствующее сообщение. В самом автомобиле данные не обрабатываются. На компьютере установлен CDMA-модем, который отсылает все снимки на сервер. Если связи с вышкой нет, фотографии копятся в буфере и отправляются на базу по мере возможностей.
По словам Алексея Хорошунова, уже сегодня система показывает определённые положительные результаты своей работы. "Раньше один экипаж за смену фиксировал около 150 нарушений, сейчас - всего три-четыре десятка", - пояснил нам специалист ЦОДД. Однако на непосвящённый взгляд корреспондентов «Ридуса» реальность несколько отличается от статистических выкладок.
Во-первых, на помощь автолюбителям пришла погода. Мороз помог нам разбить Наполеона с Гитлером, попробовал самостоятельно оккупировать Америку, а сегодня помогает водителям в Москве.
Грязные номера читаются откровенно плохо. Ушлые автовладельцы добавили к популярным весной бумажкам на номерах обычные снежки. Стоит залепить два символа, и система распознавания справляется со своей работой лишь частично.
Выглядит это довольно комично. Стоит какой-нибудь новенький блестящий отполированный "мерс" на улице, ни единого пятнышка на кузове, а на номерах - следы от снежков. Выходить же из машины экипажам ЦОДД строго запрещено. Более того, им вообще запрещёно вести разговоры с третьими лицами.
Когда мы патрулировали столичные улочки в районе "Кропоткинской", за 10 минут наша машина три раза проехала мимо одного гостя из Средней Азии, который безуспешно пытался справиться с паркоматом. Увидев нас первый раз, он призывно замахал руками. Во второй - бросился навстречу, активно прося о помощи. Когда мы проехали мимо несчастного в третий раз, то, судя по его лицу, он искренне думал, что мы над ним издеваемся.
Во-вторых, автомобили, припаркованные на поворотах, также не попадают в объектив, специально обратили внимание.
Да и вообще, вся эта система парктронов вызывает много вопросов. Начнём с того, что полученными ими данными в ЦОДДе, можно сказать, не пользуются.
Факты о нарушениях дорожных знаков отправляются в ГИБДД. "Копы" оценивают доказательства и на их основе рассылают "письма счастья".
Снимки любителей халявы на платных парковках идут в компанию, управляющую этими самыми парковками.
На базе же парктронов никакой полезной статистики, окромя количества зафиксированных на камеры нарушений, не ведут, хотя можно было бы составить рейтинги самых популярных или наоборот не пользующихся спросом парковок и т.д. и т.п. Никакой подобной информации от специалиста центра по этому вопросу мы получить не сумели, лишь банальности в духе, что "самые проблемные места в столице - это вокруг торговых центров и прочих мест массового посещения". Без парктронов-то мы про это, конечно, даже догадываться не могли...
В-третьих, вопросы есть к оборудованию. Одна камера снимает лишь одну сторону обочины. Соответственно, по одному маршруту идут несколько машин: одни снимают правую сторону дороги, другие - левую. Почему нельзя в один автомобиль поставить сразу две камеры и сократить количество машин на маршруте вдвое - большой вопрос. Понятно, одной машиной на маршруте ограничиться нельзя, нужна определённая периодичность для фиксации нарушений (5 минут под знаком, 15 - на платных парковках), но зачем делать специализированные "право-" и "левоглазые" экипажи - абсолютно непонятно.
Наконец, замечание есть и к автопарку. Те машины, которые попались нам на глаза, были новенькими "Хёндэ", пустые, как барабан, в минимальной комплектации: с "мясорубками" и даже без магнитол, но всё же иномарки. Насколько нам известно, и прочие машины центра также иностранного производства. Почему нельзя было поддержать отечественного производителя, купив три сотни "Калин" или "Приор", вопрос к организатору торгов.
Стоимость одного комплекта наблюдения, того самого парктрона, составляет около полумиллиона рублей. На "мигалки", камеры и боевую раскраску организация потратила более 15 миллионов рублей. Автомобили в эту сумму не входят. Получается, чтобы "отбить" потраченные средства, нужно выписать всего лишь 5000 штрафов за неправильную парковку (по три тысячи рублей). По мнению Алексея Хорошунова, выводы об эффективности потраченных средств можно будет сделать уже летом.