Российский авторынок вступает в эпоху идеального шторма, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Сошлись вместе сразу несколько негативных факторов, включая повышение утилизационного сбора, ужесточение монетарной политики ЦБ и рост цен, пояснил он в ходе организованного «Ридусом» круглого стола по итогам 2024 года и прогнозам на 2025 год для российского авторынка.
«Мы имеем учетную ставку в 21%. Средняя стоимость автокредита уже достигла 28-30% годовых, что неподъемно для большинства людей. И мы имеем среднюю цену нового автомобиля в 3,1 миллиона рублей», — уточнил эксперт.
По его словам, резкий рост рынка, который наблюдался в первые десять месяцев этого года, обусловлен «пожарным спросом», особенно во второй половине лета, когда стало понятно, что поднимут утильсбор. Осознавая, что следом вырастут и цены, люди старались купить новый автомобиль до подорожания. Но дальше пойдет «спуск с горы».
Эксперты единодушно считают, что в следующем году рынок ждет падение продаж — в лучшем случае на 10%, но вполне вероятен провал и на 20-30%.
«Это не хорошо и не плохо, это наша реальность. Некоторые говорят, что после шторма мы выйдем более сильными. Дай Бог. Некоторые утверждают, что шторм — это не та ситуация, в которую надо попадать», — отметил Игорь Моржаретто.
Продажи уже потихоньку спадают, добавил он. Они идут со знаком минус два последних месяца этого года к тому же октябрю-сентябрю. «Никакого рождественского настроения ни у продавцов, ни у покупателей нет. Скидки присутствуют, но они совсем небольшие на фоне тех цен, что мы имеем», — уточнил аналитик.
Наступающий год будет сложным, предупреждает он. Есть мнение, что с российского рынка уйдет целый ряд мелких китайских марок и примерно пятьсот из четырех тысяч дилеров. В автопроме настроения тоже тревожные, потому что компании готовы производить машины, но не уверены, что найдут них покупателей.
«И мы понимаем, что автопарк стареет, его обновление жизненно необходимо, а денег для этого нет», — посетовал эксперт.
В числе редких положительных моментов он назвал рост доходов у некоторых россиян. Это в первую очередь люди, которые работают на оборонку, куда сейчас идут очень хорошие заказы, и те, кто так или иначе связан с СВО (и сами участники, и их семьи). Они получают довольно большие деньги, которые частично отправляются на авторынок.
«Но в том, что они могут спасти авторынок, я сильно сомневаюсь, потому что это все-таки конечная категория потребителей, да и не всем нужен автомобиль», — заключил аналитик.