Проект документа о выдаче так называемым «хорошим русским» специального документа, который отделит их от россиян, поддерживающих политику своей страны, внесен в базу данных Еврокомиссии.
Проект на восьми страницах, написанный четырьмя депутатами Европарламента, предполагается вынести на обсуждение на пленарное заседание ко второй годовщине начала СВО, 24 февраля 2024 года.
Что такое хорошо и что такое плохо
Согласно предложению членов Комитета по международным делам Европарламента от Литвы, Польши, Германии и Франции, паспорт «хорошего русского» (или официально «паспорт демократии») будет выдаваться гражданам РФ, которые делом доказали свою оппозиционность нынешним властям России.
В проекте перечислены 13 причин, по которым авторы инициативы считают необходимым ввести «сегрегацию» по признаку верности или неверности демократии. В частности, Андрюс Кубилюс, Влодзимеж Цимошевич, Бернар Гетта и Сергей Лагодинский критикуют власти Евросоюза за «непоследовательность» в противодействии политике Кремля и в близорукости нынешней политики ЕС стричь всех россиян под одну гребенку.
«Непоследовательность стратегии ЕС в поддержке демократии в России содействовала успеху Кремля. <...> Евросоюз и его союзники должны следовать убеждению, что демократия может восторжествовать в России и других восточноевропейских странах, включая Украину и Беларусь», — говорится в преамбуле к проекту.
Власти РФ отнеслись к инициативе евродепутатов с иронией. Например, руководитель комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств Госдумы Василий Пискарев заявил, что тем самым Евросоюз только поможет российским правоохранителям вычислять «предателей».
Почему «национал-предателям» рано радоваться
«Ридус» пообщался с юристами, чтобы выяснить, что может представлять собой европейский «паспорт демократии» и как эта инициатива вписывается в существующее международное законодательство.
По мнению профессора кафедры международного права МГИМО МИД РФ Дмитрия Лабина, «национал-предателям» в России рано радоваться, так как инициатива четырех евродепутатов не возымеет никаких практических последствий.
«Идея ввести сегрегацию граждан другой страны по признаку лояльности своей собственной — а именно этим и является предложение выдавать какие-то особые „знаки отличия“ — противоречит целому списку действующих норм международного права. В первую очередь, универсально признаваемому принципу гражданства как юридически оформленных отношений между человеком и государством», — говорит он.
Эксперт напоминает, что еще в 1930 году многие члены Лиги Наций, включая СССР, подписали конвенцию об урегулировании коллизий, связанных с вопросами гражданства. В ней, в частности, говорится, что каждое государство само определяет, кто является его гражданином. Этот закон признается другими государствами в той мере, в какой он соответствует международным конвенциям, международным обычаям и принципам права, общепризнанным в отношении гражданства.
Здесь же получается, что какой-то субъект международного права — в данном случае Евросоюз — берет на себя полномочия решать, какой гражданин чужой страны — в данном случае РФ — имеет больше или меньше прав, указывает Лабин.
«Эта инициатива, прежде всего, противоречит принципу невмешательства во внутренние дела друг друга. Далее, она легитимизирует сегрегацию граждан другой страны. Почему кто-то берет на себя полномочия решать, кому из них какую „оценку за поведение“ ставить? Это грубейшее нарушение не только буквы, но и духа международного права», — считает он.
Бросается в глаза и демонстративность, с которой депутаты Европарламента предлагают поделить россиян на «продвинутых» и «отсталых».
Ведь даже если европейцы готовы начать пускать к себе россиян, которых они считают достойными дышать воздухом Европы, это можно было бы делать в рамках обычных визовых процедур, не «умножая сущностей», как принято в философии.
Кто мешает консульствам стран — членов ЕС выдавать въездные визы «нужным» людям, не афишируя это (и кстати, не подставляя таких заявителей под внимание правоохранительных органов РФ)? Здесь же получится, что, вручая россиянину «паспорт демократии», ему одновременно вручают «волчий билет» у него на родине.
«Это еще одно слабое место данной инициативы. В международном праве нигде не установлена норма, согласно которой какой-либо документ подменяет собой национальную визу. А „паспорт демократии“ по сути является „супервизой“, и ее обладатель получает на территории выдавшего ее государства особые права, которых не дает обычная виза. Я не помню, чтобы где-либо в мире существовала подобная практика», — заключает эксперт.
В диссиденты я б пошел, пусть меня научат
Пока преждевременно давать оценки инициативы евродепутатов, потому что на данный момент она не более чем их фантазия, облеченная в форму законопроекта, сказал «Ридусу» германский иммиграционный адвокат Андрей Нодь.
«Чтобы понимать, как будет работать „паспорт демократии“ на практике, надо сперва прочитать четкие критерии, по которым его будут выдавать. Как с любым документом, с ним должны быть прописаны недвусмысленные юридические признаки, которые делают того или иного человека кандидатом на его получение. Пока такие критерии не прописаны, ни один практикующий юрист не станет комментировать проистекающие из нынешнего законопроекта последствия», — сказал он.
Адвокат, однако, указал на ненулевую вероятность того, что предлагаемый «паспорт демократии» может стать объектом злоупотреблений со стороны желающих его получить. «Любую систему можно обмануть», — подчеркивает он.
В свою очередь, эксперт по европейскому праву Александр Сковородко сказал «Ридусу», что, даже если «паспорта демократии» введут, они будут практически не востребованы со стороны граждан РФ.
«Не очень понятно, кто сможет — и главное, захочет — получить такой паспорт. Даже в текущей обстановке некоторые европейские страны выдают россиянам шенгенские визы без каких-то особых сложностей. Я сам вот только что получил визу во Францию», — говорит он.
По словам Сковородко, все препятствия перед желающими поехать в Европу происходят не от консульств этих стран, а от визовых центров — российских коммерческих организаций, которые зарабатывают на таких услугах. В них, по словам эксперта, царит волокита и некомпетентность. Как утверждает собеседник «Ридуса», ему минувшим летом даже пришлось судиться в одним из таких центров, который халатно обошелся с его документами на визу в Швецию.
Билет в один конец
Не исключено и то, что некоторые россияне, желающие покинуть страну по сугубо экономическим причинам, могут попытаться фабриковать доказательства своей «оппозиционной деятельности», и перед властями ЕС встанет серьезная задача отделять реальных диссидентов от тех, кто таковым только прикидывается.
Такие попытки предпринимались и в советское время, когда люди намеренно приукрашивали свои рассказы о «преследованиях» со стороны властей. Но затея с «паспортом демократии» имеет под собой коварное двойное дно, сказал «Ридусу» адвокат по международным делам Владимир Новицкий.
«Оппозиционеров можно было бы впускать в ЕС, не засвечивая их перед российскими властями, тихо, на собеседовании, в рамках процедуры получения обычной визы или ВНЖ. Но европейцам как раз требуется „пометить“ таких людей публично, чтобы „паспорт демократии“ стал для них билетом в один конец», — считает он.
По мнению адвоката, целью введения «визы лояльности» является создание целого сообщества людей, которые уже не смогут вернуться в Россию. Задача евродепутатов — легализовать на территории ЕС «пятую колонну», которая будет заинтересована в скорейшем свержении правящего в РФ режима, потому что «паспорт демократии» станет для нее «черной меткой».
«Поэтому я сомневаюсь, что будет так уж много желающих этот документ получить даже из числа несогласных с властью релокантов», — прогнозирует Новицкий.
Эта музыка не будет вечной
Латвия — страна, которая привлекает большое количество россиян, не поддерживающих нынешнюю политику своей страны, за счет своей русскоязычности. Оппозиционеры ехали и едут в Ригу и безо всяких «паспортов демократии».
Но ждут ли в Латвии «хороших русских», учитывая, что подавляющее большинство ее русскоязычных жителей открыто нелояльны к латвийским и европейским ценностям? Не окажутся ли из-за этого «хорошие русские» в Европе между молотом и наковальней?
«Русских в Латвии особенно никто не ждет, ни хороших, ни плохих. Латвийские власти озвучивали намерение вообще лишать гражданства натурализованных жителей, если те проявят нелояльность к стране, при этом никаких критериев такой нелояльности не было сформулировано. Какие-то новые русскоязычные релоканты здешним властям нужны как собаке пятая нога», — сказал «Ридусу» рижский журналист Алексей Стетюха (латвиец по рождению).
По его словам, решивших приехать в Латвию «хороших русских» ждет примерно такое же будущее, какое стало уже настоящим для «хороших украинцев» (а все украинские беженцы в глазах европейцев считались хорошими на первоначальной волне антироссийских настроений).
«Если релокант из России — известная личность вроде Чулпан Хаматовой или Артура Смольянинова, то с такими, конечно, будут обходиться показательно гостеприимно. Но если ты простой Вася из Рязани, попавшийся на поджоге военкомата, то в глазах латышей ты мало чем будешь отличаться от тысяч украинцев, которых сперва чуть ли не на руках носили, а когда те пообжились в Латвии, эта любовь куда-то улетучилась», — заключает Стетюха.