Китайское правительство негласно попросило производителей электромобилей, от BYD Co. до Geely Automobile Holdings Ltd., резко увеличить закупки автомобильных чипов у местных предприятий в рамках кампании по снижению зависимости от западного импорта и стимулированию внутренней полупроводниковой промышленности Китая.
Ранее власти поставили перед автопроизводителями неофициальную цель к 2025 году закупать пятую часть своих чипов на местном уровне, но остались недовольны темпами прогресса. Теперь Министерство промышленности и информационных технологий КНР прямо инструктирует фирмы избегать иностранных полупроводников, если это вообще возможно, сообщает Bloomberg со ссылкой на анонимные источники.
Это означает, что зарубежным производителям микросхем фактически приходится производить кремний на местных литейных заводах, таких как Semiconductor Manufacturing International Corp. или Hua Hong Semiconductor Ltd., сказал один из собеседников агентства.
По словам другого человека, в ходе недавнего тендера, проведенного крупным отечественным брендом, одному иностранному участнику не удалось заключить контракт, несмотря на то, что он предложил цену, по оценкам, на 30% ниже, чем у возможного победителя.
Противостояние нарастает
Эти события отражают усилия Пекина по активизации своего собственного технологического сектора в ответ на попытки США затормозить разработку китайских чипов с помощью санкций и ограничений на продажу передовых технологий.
Китайская директива по автомобилям создает неопределенность для западных компаний, от Nvidia Corp. и NXP Semiconductor NV до Renesas Electronics Corp. и Texas Instruments Inc., которые конкурируют с местными фирмами за поставки на крупнейший в мире рынок электромобилей.
Пекин все больше стремится поддерживать отечественную индустрию чипов, которая пока сильно отстает от зарубежных конкурентов, но имеет решающее значение для поддержки экономики и сохранения геополитического преимущества. Директива соответствует взятым в этом году обязательствам мобилизовать все имеющиеся средства, чтобы вырвать технологическое превосходство у США и других стран.
Пекин, возможно, также готовится к внешним ограничениям в автомобильном секторе. Вашингтон исследует потенциальные риски для национальной безопасности США, которые представляют «умные автомобили» из Китая, в том числе электромобили.
Министр торговли США Джина Раймондо выразила обеспокоенность тем, что данные, собранные с помощью автомобилей, могут оказаться в руках Пекина, и курирует расследование, которое может привести к ограничению продажи этих автомобилей в США, то есть к мерам, выходящим за рамки потенциального повышения тарифов.
Мандат в пользу китайских чипов повышает вероятность дальнейших ответных мер, поскольку и Вашингтон наращивает свою кампанию по сдерживанию Китая.
Ускоренное развитие
Под руководством Си Цзиньпина Китай расширил государственный контроль над стратегически важными областями — от производства полупроводников до квантовых вычислений. Пекин поддерживает местные компании из сферы высоких технологий субсидиями и другими мерами.
К крупнейшим китайским поставщикам автомобильных чипов и программного обеспечения относятся Huawei, Loongson Technology Corp., GigaDevice Semiconductor Inc. и Wingtech Technology Co.
Тем временем США и их европейские союзники встревожены стремительным внедрением чипов старого поколения в Китае. Администрация Байдена обдумывает тарифы на эти компоненты в дополнение к другим торговым инструментам, но заявила, что не рассматривает возможность их ограничения с помощью экспортного контроля.
Ограничения, введенные США в 2022 году, замедлили развитие передовых технологий производства чипов в Китае, но почти не затронули его способность использовать технологии старше 14 нанометров. Это привело к тому, что китайские фирмы строили новые заводы быстрее, чем где-либо еще в мире. Согласно прошлогодним прогнозам торговой группы SEMI, до 2026 года они построят 26 фабрик с использованием 200-миллиметровых и 300-миллиметровых пластин (против 16 фабрик в Северной и Южной Америке).