Площадь пожара составила 2,5 тыс. кв. м, произошло обрушение здания на площади 1 тыс. кв. м. На месте работали 33 пожарно-спасательных подразделения общей численностью 116 человек. Ранее сотрудники МЧС России неоднократно проводили проверки этого предприятия, только в 2012 году они выявили 53 нарушения. Тогда были выписаны многочисленные штрафы. В 2013 году завод проинспектировали в очередной раз, но ничего не изменилось. Собственников снова наказали — на 150 тысяч рублей.
Череда происшествий
Это уже не первый случай возгорания на бывших московских заводах-гигантах, в июне и июле этого года, случились пожары на бывшем Заводе имени Лихачёва или говоря народным языком на бывшем «ЗИЛ». В ходе расследования выяснилось, что причиной возгорания послужило короткое замыкание проводки. Также в результате крушения плиты на «ЗИЛ» 7 июня погибли два человека.
Какой-то неудачный год выдался для двух самых старейших и крупнейших предприятий СССР, находящихся на территории Москвы. Правда, если присмотреться, то можно понять, что эти неудачи заводов иным весьма на руку.
Речь идет о застройщиках и девелоперах. В Москве даже с приращением к ней новых территорий ощущается острая нехватка земли под коммерческую застройку. В настоящий момент правительство города объявило о начале двух масштабных строительных проектов.
Строительные площадки будут расположены на двух территориях: первая — это Завод имени Лихачева, где развернется масштабный проект под названием «Полуостров ЗИЛ», включающий в себя жильё, инновационные предприятия и спортивный комплекс. И территория завода «Серп и Молот», где будут расположены офисные здания и жилые кварталы.
Оба гиганта вместе с распадом Советского Союза вступили в черную полосу неудач, не сумев приспособиться к рыночному укладу и получив не самых ответственных хозяев в награду. Оба завода пришли к краху и в настоящий момент не функционируют («Серп и Молот» в 2011 году прекратил работу, а «ЗИЛ» представляет собой сейчас один небольшой цех, где собираются машины по лицензиям). Оба гиганта советской промышленности умерли и разделили судьбу Союза. Однако московские власти и застройщики желают вырастить новые плоды на старых остатках.
Оба московских предприятия чрезвычайно удобно расположены на территории Москвы. В отличие от многих других, расположенных на окраинах или пригородах, эти находятся почти в центре Москвы. «Серп и Молот» находятся рядом с Курским вокзалом, а «ЗИЛ» в Даниловском районе Москвы, расположенного по обоим берегам Москвы-реки.
Оба завода обладают внушительной площадью, которая в ближайшее время начнет застраиваться. Демонтаж существующих строений будет осуществляться за счет компаний застройщиков, вложения города в самые большие московские стройки XXI века не очень большие. Из этого явно следует, что самый большой интерес к территориям заводов у компаний застройщиков, так как им и сносить, и строить, и эксплуатировать здания в будущем. Так что пожары по хорошему счету можно было и не тушить — все равно придется все ломать, а это лишня трата времени и денег.
С точки зрения застройщиков, да и тех, кто заинтересован в подобном масштабном проекте, пепел от некогда огромных промышленных комплексов, которыми гордилась вся страна, можно считать пеплом удобрений, на месте которого появятся новые жилые кварталы и офисные центры. Однако некоторые задают вопрос, а что стало с теми, кто работал на предприятии? И будет ли в Москве хоть что-то кроме сферы услуг?
Реиндустриализация и новые рабочие места
На заводе «Серп и Молот» работало около 12 тысяч человек, а на ЗИЛе в период рассвета — почти 70 тысяч. Сейчас на «Серпе и Молоте» числится 600 человек, на «ЗИЛ» — несколько тысяч и то с натяжкой.
У многих экспертов возникает вопрос, а будут ли хоть какие-то рабочие места в новых районах города? Президент России Владимир Путин уже не один год говорит о том, что необходимо создавать новые высокоточные рабочие места.
Однако вместо реанимации предприятий происходит их планомерное закрытие. Подобные тенденции имелись и в 90-е годы, когда предприятия в буквальном смысле уничтожались или делалось все для того чтобы они оказались без какой-либо поддержки со стороны государства.
Бывший вице-губернатор Калининградской области Сергей Журавский вспоминает, что в первые годы после развала СССР почти все предприятия находились на грани коллапса, и не чьей другой вины кроме как руководств заводов не было.
Еще в самом конце существования Союза многочисленные иностранные делегации, посещавшие наши предприятия, говорили о том, что они прекрасно оборудованы технически, обладают отличной инфраструктурой и конкурентоспособны, однако вся беда в менеджменте предприятий.
При вмешательстве государства что-то удалось бы защитить, как считает Журавский, по его мнению, были шансы и у «Серп и Молот», и у «ЗИЛ», но их подвело то, что они находились в столице, где предприятий была масса, а когда они закрывались, люди находили другую работу. Они не были градообразующими как «Автоваз» и именно поэтому умирали тихо и незаметно.
Их трагедия в том, что находясь в городе с самой большей концентрацией олигархов в мире, они попали в их поле зрения только в сытые нулевые, когда страна смогла оправиться от дефолта 1998 года, но предприятия уже были превращены своим руководством в руины. Но производство городу необходимо, и оно должно быть высокоточным, технологически развитым и экологически безопасным.
Это как раз те три условия, которые обозначил Президент, говоря о новой индустриализации страны. Однако здесь, считает бывший вице-губернатор, вопрос важен ни сколько для страны, а для москвичей. Если уж и создаются новые жилые кварталы и сказано о создании нескольких десятков тысяч новых рабочих мест, то жители города должны знать, что их будет ожидать и какие рабочие места будут. Ведь очень часто под рабочими местами у нас народ понимает одно, а власть другое и получается в итоге Западное Бирюлёво, когда нелегальные мигранты своим криминальным поведением спровоцировали массовые беспорядки. В новых кварталах этого необходимо избегать, если говорить о рабочих местах и действительно достойных вакансиях, а не нанимать десять тысяч дворников для поддержки чистоты.
Многие эксперты так же считают, что совсем сворачивать производственные мощности нельзя. Страна и так практически ничего не производит, а экономическая модель, построенная на сырье, слишком уязвима. Новые санкции Запада позволяют нам понять, что без отечественных производств мы не сможем равносильно отвечать экономическими санкциями, да и просто говорить о каком-то своём экономическом суверенитете.
Свет перспектив
По плану руководства города новые кварталы в Москве будут сочетать в себе все самое инновационное, начиная от городской архитектуры и заканчивая качеством постройки зданий. Однако у многих это вызывает скепсис, ведь говорилось, что ремонтом и реконструкцией Пятницкой, Маросейки и Покровки займутся профессиональные отечественные рабочие и даже по телевизору таких показали, но все, кто был на этих улицах, прекрасно знают, что основная масса рабочих — граждане наших бывших азиатских республик. Впрочем, это, конечно, забота не горожан, а застройщиков и ФМС.
А вот что должно беспокоить горожан, так это то, что власти на заводах-гигантах не будут останавливаться, а хотят окончательно разобраться со всеми промышленными зонами столицы. А ведь это почти 18 тысяч гектар.
Планируется реализовать проекты по реорганизации промзон бывшего завода имени «Южный порт», «Тушинский аэродром», «Нагатинский затон», «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Павелецкая», «Соколиная гора» и другие. То есть в ближайшие 5−10 лет столица снова получит строительный бум, за который правда очень сильно обострится борьба между застройщиками. Ведь такие лакомые кусочки никто не захочет упускать. А кроме недвижимости впереди еще вопросы легкого метро, обычного метро, развязки МКАДа, ЦКАДа, Новая Москва и многое другое, что во времена рыночной экономики воистину не имеет цены.
Так что над Москвой еще долго будет гореть отблеск перспектив и клубиться дым бывших промышленных зон. Возможно даже и в виде дыма от погребального огня по старым гигантам, которые в свое время были смертельно ранены своими руководителями, но из чувства какой-то садистской жалости не добиты, а оставлены медленно умирать.