Экономика Китая продолжает замедляться, но не так быстро, как ожидалось на фоне эскалации торговой войны президента США Дональда Трампа. В II квартале 2025 года она увеличилась на 5,2% в годовом выражении после роста на 5,4% в предыдущие три месяца. Об этом заявило китайское правительство во вторник. Экономисты прогнозировали рост на 5,1%. В квартальном исчислении вторая по величине экономика мира выросла на 1,1%.
Согласно официальным данным, в первой половине года китайская экономика росла на 5,3% в годовом выражении. Однако некоторые аналитики полагают, что реальный рост мог быть значительно ниже.
Цзычунь Хуан из Capital Economics отметила, что инвестиции в основные средства, такие как заводское оборудование, выросли всего на 2,8% в первой половине года. Данное обстоятельство означает годовой рост на 2,9% в мае и всего лишь на 0,5% в июне. По оценкам Capital Economics, деловая активность указывает на реальный рост китайского ВВП всего на 4% в апреле — мае и сулит повышение на 3,5% по итогам года.
«Экономические перспективы на оставшуюся часть года остаются сложными», — написала Цзычунь в отчёте.
Однако эксперт добавила, что политическое давление требует выполнения годовых целевых показателей роста, пусть даже только на бумаге. Данное обстоятельство означает, что опубликованный рост ВВП будет значительно выше.
Китайские лидеры установили целевой показатель роста на уровне 5% на 2025 год, что соответствует прошлогоднему уровню.
Помог экспорт
Ключевым фактором роста китайской экономики стал высокий экспорт. Согласно официальны данным, он ускорился в июне и увеличился на 5,8% по отношению к тому же периоду прошлого года после повышения на 4,8% в мае.
Отсрочка болезненно высоких пошлин на китайский экспорт в США вызвала всплеск заказов со стороны компаний и потребителей после возобновления торговых переговоров между сторонами. Китайские компании расширили экспорт и размещение производства в других странах, что помогло компенсировать последствия повышения введённых администрацией Трампа пошлин.
Поставки из Китая в США сократились на 10,9% в 2025 году по состоянию на июнь, в то время как экспорт в страны Юго-Восточной Азии и ЕС (группы, которые Китай считает двумя крупнейшими торговыми партнёрами) вырос на 13 и 6,6% соответственно.
Возвращение запретительных пошлин США, если Вашингтон и Пекин не уложатся в срок до 12 августа для заключения нового торгового соглашения, может подорвать восстановление экспорта, являющегося основным драйвером роста и занятости.
В апреле Трамп повысил тарифы на китайский импорт до 145%, чем спровоцировал ряд стимулирующих мер со стороны Пекина, включая финансовую поддержку экспортёров, испытывающих трудности с получением заказов, субсидии компаниям, которые нанимают новых выпускников, и постоянное расширение программы обмена потребительскими товарами для стимулирования экспорта.
При этом в мае две крупнейшие экономики мира заключили перемирие, согласившись снизить большую часть взаимных тарифов. Позже, после июньской встречи в Лондоне, их представители на торговых переговорах наметили рамки, согласно которым Китай ускорил процесс выдачи лицензий на экспорт редкоземельных минералов, а Вашингтон отменил ограничения на доступ Пекина к передовым американским технологиям и выдачу виз китайским студентам для обучения в США.
Пекин должен до 12 августа заключить долгосрочное соглашение с Вашингтоном.
Слабость потребления
«Благодаря внедрению более активной и эффективной макроэкономической политики национальная экономика сохранила устойчивый рост с хорошей динамикой, продемонстрировав сильную устойчивость и жизнеспособность», — сказано в отчёте Национального бюро статистики.
Однако снижение потребительских цен на 0,1% в первой половине 2025 года свидетельствует о сохраняющейся слабости внутреннего спроса, что является долгосрочной проблемой для правящей Коммунистической партии Китая в условиях сокращения и старения населения. Данные проблемы усугубились во время и после пандемии COVID-19.
В июне рост розничных продаж замедлился до 4,8% в годовом выражении по сравнению с ростом на 6,4% в мае. Экономисты ожидали роста показателя на уровне 5,4%. По данным Wind Information, продажи в сфере общественного питания выросли всего на 0,9%, что стало худшим результатом с декабря 2022 года.
Продолжается кризис в недвижимости. Падение инвестиций в данной сфере усилилось и составило 11,2% в первом полугодии по сравнению с сокращением на 10,7% за первые пять месяцев.
Заместитель комиссара Национальной службы недвижимости Лайюн Шен на брифинге для прессы после публикации данных призвал к «более решительной поддержке» для стабилизации сектора.
По его словам, в первой половине 2025 года доля внутреннего потребления в ВВП составила 52%, увеличившись в II квартале. Это важно, поскольку власти страны надеются, что внутренний спрос станет драйвером экономического роста в условиях глобального давления на китайский экспорт.
Лайюн в общих чертах рассказал о планах по поддержке розничных продаж и признал, что директивным органам необходимо повышать доходы, чтобы поддерживать рост расходов. Он ожидает умеренного повышения потребительских цен во второй половине года, ссылаясь на усилия Пекина по стимулированию расходов и прекращению беспорядочных ценовых войн.
Уровень безработицы в китайских городах остался в районе 5% в июне после достижения двухлетнего максимума в 5,4% в феврале.
«Хотя экономический рост может замедлиться во втором полугодии, целевой показатель правительства в 5% может быть достигнут», — отметил старший экономист Economist Intelligence Unit Тяньчэнь Сюй.
Эксперт ожидает, что политики воздержатся от принятия дополнительных мер стимулирования на предстоящем заседании Политбюро Коммунистической партии в конце июля. По мнению аналитика, Пекин может отложить основные стимулирующие меры до сентября.
«Если угроза торговой войны уменьшится хотя бы в краткосрочной перспективе, вероятность масштабного финансового стимулирования в Китае снизится», — пояснил CNBC президент и главный экономист Pinpoint Asset Management Чживэй Чжан.
Рано расслабляться
Экономика Китая в целом оставалась стабильной в текущем году благодаря активному экспорту и мерам поддержки. Но экономисты опасаются новых экономических проблем в будущем и призывают руководство страны начать бюджетное стимулирование.
«Превышение целевого показателя роста в I и II кварталах даёт правительству возможность допустить некоторое замедление во второй половине года», — рассказал Чживэй.
В мае китайское руководство обнародовало ряд политических шагов, направленных на укрепление пострадавшей от тарифов экономики, включая снижение процентных ставок и вливание дополнительной ликвидности на рынок. Стимулирующие меры привели к подъёму некоторых отраслей экономики. Официальные и частные опросы показали улучшение производственной активности.
Устойчивость экспорта в основном обусловлена ценовым дисконтированием, ухудшавшим условия торговли в Китае и усиливавшим дезинфляционное давление. Так считает глава отдела экономики Азии в Oxford Economics Луиза Лоо. Однако дефлятор ВВП Китая, который в целом отражает цены на товары и услуги, по-прежнему снизился на 1,2% в годовом исчислении, что стало самым резким уменьшением со времён мирового финансового кризиса.
Советник Народного банка Китая Хуан Ипин в отчёте на прошлой неделе совместно с двумя другими экономистами заявил, что властям необходимо добавить до 1,5 триллионов юаней в виде бюджетных стимулов, чтобы подстегнуть расходы домохозяйств и компенсировать последствия от тарифов в США, ещё больше снизить процентные ставки.
«Более глубокие показатели, такие как слабый индекс потребительских цен, слабые показатели индекса менеджеров по закупкам, осторожная динамика кредитования и повышенная безработица среди трудовых мигрантов, указывают на скрытую нестабильность», — заявили экономисты.
По мнению экспертов, структурные реформы, касающиеся бюджетных планов Китая, пенсионной системы и финансового сектора, необходимы для обеспечения более сбалансированного и устойчивого роста.