«Челноки» стали одними из первых коммерсантов в 90-х. Кандидаты наук, военные в отставке и разные другие специалисты вынужденно переквалифицировались в торговцев: рынки Польши, Турции и Китая заполонили наши соотечественники с сумками модели «мечта оккупанта». За прошедшие 20 лет ситуация изменилась. Уровень благополучия, чтобы ни говорили, вырос, большая часть населения страны предпочитает покупать одежду и бытовую технику в магазинах, а не на рынках. За товаром в другие страны хозяевам мелкого бизнеса стало ездить невыгодно: появилось множество оптовых «точек», вроде знаменитого, хотя уже и закрытого, «Черкизона», «Москве» или «7-го километра» в Одессе. Тем не менее своего рода «челноки» существуют и сегодня. Теперь среди своих таковых называют более сухо - "перевозчиками".
Их бизнес – срочная доставка товаров в Россию практически из любой страны мира, их услугами пользуются те, кто по разным причинам не может обратиться в DHL или UPS, например, если груз слишком тяжелый или сомнительный с точки зрения санэпидемиологических требований. О серьезных нарушениях закона речь не идет: драгметаллы, валюту, наркотики и оружие они не возят. «Шмотки. Это чаще всего, - поделился с «Ридусом» один из перевозчиков. – Техника: мобильники, планшеты, ноутбуки, профессиональные объективы. Бывает по-разному. Как-то возили несколько недель подряд собачий корм из Китая, заказчик говорил, что такого у нас не купить».
Такого рода бизнес стал возможным благодаря льготам для членов семей сотрудников авиакомпаний. Билеты близким родственникам обходятся в копейки. Скажем, билет до Шанхая в оба конца стоит около 150 долларов. Из-за этого объектом коммерческих сделок стал даже матримониальный статус бортпроводников. «Фиктивный брак обычно заключается на три года, - рассказал собеседник. – Вся сумма выплачивается сразу. Жениться на стюардессе стоит примерно 150-200 тысяч рублей. Выйти замуж в два раза дороже, стюардов меньше. Бизнес этот очень популярен. Те, кто часто летают по делам за рубеж, отбивают свои деньги за два-три месяца».
Клиенты у перевозчиков бывают двух типов. Одни заказывают что-либо для себя. Разница в ценах на технику, особенно профессиональную, иной раз может отличаться раз в восемь. Другие занимаются бизнесом. В этом случае по прилёту перевозчика уже ждет готовая посылка весом от 50 килограммов до нескольких центнеров. Цена доставки – 20-25 долларов за килограмм груза. «Дальше уже наши проблемы, - поделился с корреспондентом «Ридуса» собеседник. – Например, вопрос таможни. Если везешь большое количество товара, например, 100 килограммов шуб из Китая, российским таможенникам будет трудно объяснить, что это для личного пользования. В нашем бизнесе мы знаем друг друга, вместе же летаем. В таких случаях мы делим посылки: я ему пару шуб, он мне десяток рубашек, вроде того». Свои нюансы есть и в других странах. Например, из США можно вывозить определенное количество новых айфонов. Бывших в употреблении – без ограничений, их уже наши таможенники будут тормозить. Голь на выдумки хитра, везут без коробок.
Все направления у перевозчиков специализированные. Из США везут технику, из Китая, в основном, одежду и модные аксессуары. «В Поднебесной сегодня много модных фабрик работает. Похоже, там работа в две смены идет, - поделился перевозчик. – Днем официально работают, а ночью для себя: на тех же станках, по тем же лекалам, из тех же материалов. По качеству ничем не отличаются, директор головного офиса не различит. Стоят раз в десять дешевле. Возим самые известные бренды. Несколько раз очки «рэй-бэн» таскали, каждая посылка по 150 килограммов. Это хозяева столичных магазинов заказывают. Шубы, модную одежду, нижнее белье».
Что ж, каждый выживает, как может. У автора же этого материала по результатам интервью возник вопрос к нашим авиакомпаниям: ладно за границей многие товары дешевле, но, если себестоимость билета настолько низка, почему мы платим за перелеты такие дикие деньги даже в пределах нашей страны?