Происшествия

Перевозчики против ГИБДД. На кону 200 миллионов. Расследование

24 1130

© Екатерина Карачева/Ridus.ru

В ГИБДД Московской области проходит широкомасштабная служебная проверка в отношении сотрудников, которые могут быть причастны к «крышеванию» перевозчиков негабаритных грузов и фальсификации вещественных доказательств.

Кроме того, Следственный комитет совместно с прокуратурой Московской области ведет свои проверки в отношении сотрудников одного из отделов подмосковного ГИБДД. По предварительным данным, в год полицейские могли получать мзду за беспрепятственный проезд по дорогам области порядка 200 миллионов рублей.

Недавно во все подразделения Госавтоинпекции Мособласти была разослана телеграмма (имеется в распоряжении редакции) за подписью исполняющего обязанности начальника подразделения Дмитрия Столярова. Суть этого документа сводится к тому, что сотрудники всех подразделений подмосковного ГИБДД должны взять себя в руки, вспомнить о том, что любой из них, совершая провокацию по отношению к перевозчику, вымогая у последнего деньги за беспрепятственный проезд, может сам стать фигурантом уголовного дела.

© Ridus.ru

Более того, если коллега возможного «коррупционера в погонах» узнает о таком факте, он должен незамедлительно сообщить об этом своему руководству и внутренней службе безопасности, ведь за укрывательство преступления тоже предусмотрена уголовная ответственность.

Этой телеграммой фактически было признано, что в подразделениях ГИБДД Подмосковья есть нечистые на руку сотрудники. И не исключено, что сейчас начнется очередная показательная зачистка рядов. Кто-то будет привлечен к дисциплинарному наказанию, кого-то, возможно, уволят, а некоторые могут стать фигурантами уголовных дел. Но никто не даст гарантии, что через некоторое время отстраненные сотрудники вновь не окажутся при исполнении и даже больше - вдруг пойдут на повышение, как это происходит в последнее время.

По данным источника в правоохранительных органах, схема по вымогательству подмосковными гаишниками денег с перевозчиков, занимающихся негабаритными грузами, в частности, опорными балками для мостов, была разработана около 15 лет назад. Но, по уверениям потерпевших бизнесменов, лишь весной 2012 года подмосковные инспекторы буквально взяли за горло перевозчиков, требуя с них дань в сумме 50 тысяч рублей за провозку одной балки, а их ежедневно по подмосковным дорогам перевозится до нескольких сотен.

Однако инспекторы просчитались, когда пригласили на разговор гендиректора компании «ИнСпецКом».

«Мы встретились в кафе. На встрече присутствовал старший госинспектор дорожного надзора контрольно-разрешительного отдела (КРО) ГИБДД области майор Алексей Кобцев и его непосредственный начальник подполковник Дмитрий Докшин, - рассказал предприниматель Виктор Петрущенко. - Они предложили мне сдать других перевозчиков балок, которые ездят без разрешительных документов по подмосковным дорогам, и тех сотрудников ДПС, которые сопровождают эти грузы. Также они потребовали платить им по 50 тысяч рублей с провоза каждой балки. Заявив при этом, что если я соглашусь на сделку, у меня будет «зеленая улица», они уберут мелких конкурентов с рынка и тогда можно будет поднять цену на услуги в два раза. Когда я отказался, на меня началась настоящая охота».

Через несколько дней после этого разговора, как уверяет Петрущенко, три его автопоезда с балками были остановлены сотрудниками ГИБДД и, несмотря на то, что все разрешительные документы были в порядке, машины с грузом после весового контроля прямо на обочине отправили на штрафстоянку. При этом были составлены административные протоколы якобы за перевес груза. Позже эти штрафные санкции были признаны незаконными и отменены подмосковными судами по причине нарушений, допущенных полицейскими при взвешивании грузов. Но до этого еще было далеко.

Пока же гендиректор "ИнСпецКома" пытался урегулировать вопрос по вывозу трех балок со штрафстоянки и перевоза их к месту назначения, иначе заказчики могли выставить крупные штрафные санкции. В частности, за срыв строительства путепровода через Подушкинское шоссе Одинцовского района неустойка могла составить 100 миллионов рублей, о чем заказчик балок и известил бизнесмена в письменной форме (документ имеется в распоряжении редакции и фигурирует в приговоре).

© Екатерина Карачева/Ridus.ru

«Я понимал, что надо выкручиваться из сложившейся ситуации, и чтобы решить вопрос позвонил инспектору Кобцеву, хотя и понимал причину задержки машин, - пояснил Виктор Петрущенко. - На встрече Кобцев заявил, что вернет машины, если я заплачу неустойку в размере 900 тысяч рублей. Я отказался, и мы стали готовить новые разрешительные документы на груз».

Несколько раз Петрущенко приносил пакет новых документов на груз и машины, оплатил штрафы, но сотрудники ГИБДД, по его словам, отказывались возвращать машины под разными надуманными предлогами.

«Я понимал, что работать мне не дадут, но заказ я должен был выполнить - доставить балки на объект, поэтому решил снова встретиться с Кобцевым. Тогда я не знал, что в управление экономической безопасности и противодействия коррупции Подмосковья поступила информация о том, что я якобы предлагаю гаишникам деньги. Я еще не понимал, что, возбудив против меня дело, сотрудники ГИБДД решили убрать меня с рынка перевозок, лишь потому, что я отказался стучать на своих коллег и платить мзду представителям госвласти. В какой-то момент я даже пожалел, что не согласился заплатить по 300 тысяч рублей за каждую машину. К тому же каждый день за спецстоянку уходило много денег, но гарантий, что мне дадут работать в Подмосковье, не было никаких, ведь все решали в Управлении ГАИ области», - рассказывает предприниматель.

Майор Кобцев назначил встречу в кафе «Ной» в подмосковной Истре. Во время разговора полицейский вывел бизнесмена на разговор о взятке, за которую Петрущенко был готов забрать машины. Один миллион рублей инспектора явно не устроил, он попросил посоветоваться со своим начальством и вышел. Вернувшись, Кобцев поинтересовался: «Это все, что вы готовы предложить?». Бизнесмен растолковал слова майора, что тот за такую цифру не вернет машины и предложил еще 500 тысяч. Кобцев вышел из кафе на улицу, кому-то позвонил, а вернувшись, дал свое согласие на сделку.

Через два дня в том же кафе Петрущенко привез гаишнику 2 миллиона рублей. «Полтора миллиона я ему принес по договоренности, и еще 500 тысяч решил заплатить за то, чтобы беспрепятственно доставить еще 10 балок на объекты заказчиков», - пояснил предприниматель. Как только деньги оказались у полицейского, бизнесмен был задержан. Ему предъявили обвинение по статье УК РФ «Покушение на дачу взятки в особо крупном размере должностному лицу», избрав подписку о невыезде.

© Ridus.ru

Машины перевозчику в итоге вернули, правда, за простой груза на штрафстоянке, получение повторных спецразрешений на провозку груза по дорогам Мособласти и штрафы пришлось заплатить 2,5 миллиона рублей. Во время следствия обвиняемый признал свою вину лишь в том, что его вынудили дать взятку, что сотрудник ГИБДД Кобцев спровоцировал его, и, таким образом, считает, что дело было сфабриковано на фальсификации улик. После утверждения обвинительного заключения дело было передано в Истринский горсуд.

Судья Анатолий Алексеенко внимательно изучил материалы следствия, вещественные доказательства, допросил всех участников процесса и пришел к выводу, что оперативный эксперимент был проведен с грубейшими нарушениями, информации о том, что подсудимый Петрущенко собирается дать взятку полицейскому Кобцеву в рассекреченных документах не оказалось. Кроме того, по мнению суда, «о признаках провокации со стороны сотрудника ГИБДД Кобцева свидетельствуют и другие обстоятельства». А именно, полицейские намекали на передачу 300 тысяч рублей за освобождение каждой арестованной машины компании "ИнСпецКом".

Также суд расценил поведение майора Кобцева «провокационным, как до проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ), так и во время». В суде было установлено, что все встречи полицейский проводил с подсудимым не в служебном кабинете, а в кафе, «что является неприемлемым для должностного лица органов полиции», а также поведение майора, предложившему обвиняемому озвучить сумму взятки, «могло восприниматься Петрущенко как согласие принять взятку». Более того, суд подчеркнул, что во время просматривания записи ОРМ «в действиях Кобцева имелись провокационно-подстрекательские действия».

Суд также не смог «оставить без внимания действия сотрудников ГИБДД, производивших взвешивание» машин «ИнСпецКома», признав, что со стороны инспекторов «имеются элементы провокации», «с грубыми нарушениями руководства по эксплуатации весов», результатом стали административные штрафы, «заполненные с нарушениями» и помещение автопоездов на спецстоянки.

Таким образом, суд признал недопустимыми собранные по данному делу доказательства и оправдал подсудимого.

Недавно Мособлсуд утвердил приговор первой инстанции. Теперь предприниматель пытается через суд вернуть потраченные деньги на спецстоянку и собирается подавать на реабилитацию за незаконное уголовное преследование.

Сразу же после вступления приговора в законную силу прокуратура и СКР начали проверку по выявленным фактам коррупции в подразделении ГИБДД Подмосковья. А МВД назначило служебную проверку своих сотрудников.

Но противостояние бизнесмена Петрущенко и подмосковного ГИБДД на этом не разрешилось. После оправдательного приговора, как уверяет бизнесмен, подмосковное ГАИ перестало подписывать его фирме разрешительные документы на провоз балок по областным дорогам.

По данным бизнесменов, монополистом в области перевозки опорных балок для мостов является одно известное крупное ООО.

Вся эта ситуация наводит на мысль, что сотрудники ГИБДД возможно заинтересованы в создании подобных ситуациях с перевозкой негабаритных грузов на дорогах для возможного своего обогащения и фальсификации доказательств по уголовным делам против непокорных бизнесменов.

Одна из подмосковных компаний не так давно попыталась провести две балки по Горьковскому шоссе в Орехово-Зуевский район. Обе машины были сразу остановлены сотрудниками ГИБДД и, несмотря на разрешительные документы, поставлены на «спецстоянку».

Эта «спецстоянка» выглядит следующим образом, оба автопоезда посменно охраняют сотрудники «Мособлстоянки». Час такой охраны стоит 500 рублей. За 2,5 месяца простоя бизнесмен заплатил почти миллион рублей. В итоге ему пришлось сбросить балки на месте «штрафстоянки», забрать машины и заплатить неустойку за невыполненный заказ в размере 1,6 миллиона рублей. Пока его машины простаивали, крупная компания-монополист перебила заказ.

По данным источника в правоохранительных органах, сотрудники подмосковного ГАИ с расширением дорог собираются заняться «крышеванием» и самосвальных перевозок.

Сами перевозчики говорят, что такая ситуация касается не только Московской области. Они уверяют, что инспекторы уже задушили вымогательствами денег, например, в Казани, Набережных Челнах. Предприниматели вынуждены закладывать в каждый рейс определенные суммы взяток, которые постоянно увеличиваются.

На момент публикации получить комментарии в ГИБДД Мособласти по сложившейся ситуации не удалось, ни один из телефонов не отвечал.