Не так часто в России строятся линии трамвая, так что наблюдение за такими стройками, это — каждый раз праздник! Ведь это так вдохновляюще: рельсы с шпалами можно видеть там, где ещё вчера машинки разбивали колёсами асфальт.
Интересно, что почти половина всех новых линий за новое время строится, будет строиться или была построена в Екатеринбурге. В данный момент основной проект — это ветка в Верхнюю Пышму.
Будучи в уральской столице, решил осмотреть стройку.
Проект этой линии предполагает соединить облцентр с городом-спутником. В Верхней Пышме — крупный металлургический завод, производящий медь и принадлежащий крупному холдингу УГМК, а также завод «Уральские Локомотивы», клепающий знаменитые поезда «Ласточка». Ещё тут крупный музей автомобилей и просто транспорта и военный музей УГМК. Вся наша мощь — танки. «катюши»…
В общем, город — стратегический. Поэтому сюда и решили тянуть трамвай.
Проект предполагает участие концессии, в ходе которой, концессионер строит депо, линию, а также закупает 11 трёхсекционных вагонов (судя по всему, это будут минские «штадлеры», но это не факт). Начинается линия рядом с метро «Проспект Космонавтов» (отходит от действующей линии вблизи кольца «Фрезеровщиков») и тянется 8 км до начала Пышмы.
И тут сразу вопросы и подводные камни, не дающие будущему трамваю стать максимально возможно эффективным. Во-первых, линия не заходит вглубь Верхней Пышмы: кольцо сделано практически на самом въезде. До существующих жилых районов — ещё 1,5−2 км (а до самых дальних — все 3), которое жителям придётся проходить ногами или ехать на чём-то другом. А если будет это «что-то другое», то какой тогда смысл им ехать на трамвае?
Вблизи разворотного кольца будет только музей и заводская проходная, ну и несколько СНТ. Впрочем, ещё есть несколько трёхэтажных сталинок, а также вблизи самого кольца уже развернулось новое строительство.
Но и этого недостаточно. То есть изначально в проект закладывается ошибка, которая потом может очень больно аукнуться.
Далее. Технология строительства. Не очень понятно, почему в 21 веке до сих пор кладут рельсы на деревянные шпалы?
Как-то уже давно в приоритете бетонные, особенно когда движение интенсивное. А то и вообще, лучше бетонное основание? Ну ладно.
Остаётся и открытым вопрос, как новый трамвай будет взаимодействовать со старым. Тут будет создано своё депо со своими новыми вагонами, которые с существующей дремучей сетью будут пересекаться минимально.
Даже собственник будет совершенно другой — это и основная проблема, почему ему нельзя будет ездить по сети ТТУ. Но насколько это правильно? Трамвайная сеть эффективна, когда она едина и цельна, когда можно если не из конца в конец проехать, то, хотя бы, значительную часть города. А тут можно лишь будет подъехать метро, на которое также придётся пересаживаться.
Примеры отдельных разрозненных трамвайных линий с высокой эффективностью, конечно случаются (например, Барселона), но, в целом, при возможности лучше так не делать.
Кадры сделаны летом в разные месяцы: несколько — в начале июля, несколько — в середине августа. Т. е. я мог посмотреть строительство даже в динамике!
Уже в августе местами натягивали провод, в то время как в июле в тех местах конь не валялся.
Переезды сделали, похоже, раньше всего!
Пути ещё не готовы, а светофоры уже работают!
Закончить строительство должны уже в конце этого года, а вот когда запустят движение — сказать сложно. Возможно, уже в этом году и понесёмся на трамвайчике в Верхнюю Пышму.
Кстати, Екатеринбург не останавливается на достигнутом, и уже принято решение о строительстве трамвая в районы Академический и Солнечный. В Академический должны начать строить уже вот сейчас, в сентябре.