Жила в городе Первомайске (ЛНР) пенсионерка Майя Федосьевна Пышная, 1933 года рождения. Подростком пережила она Великую Отечественную, принадлежа к поколению младших братьев и сестер Молодой Гвардии, трудилась всю жизнь на УССР, вышла, наконец, на пенсию, жила в Первомайске на улице с гордым, говорящим названием — улица Гагарина, дом 22.
13 июня, около 18 часов, пошла бабушка собрать сена для козы. И, видимо, чем-то она помешала украинскому танку, выстрелившему в это время со стороны Попасной по улице Гагарина, потому что бабушку этим снарядом разорвало на части. То, что стрелял танк, не минометы, о которых пошел было слух по «сарафанному радио», заключило позже ополчение по найденным осколкам.
У меня большая просьба — не развешивать эти фотографии по Сети. Надо иметь уважение к смерти. Здесь я привожу их как свидетельство той жути происходящей трагедии, которую невозможно передать словами. Смотрите, это не Африка и не Средневековье, это город менее чем в 1000 км от Москвы, ближе Ростова-на-Дону или Казани. Ездят туда не неведомые военкоры, а самые обычные люди вроде меня.
Это дает представление о том, куда мы ездим с помощью, и почему не можем не делать этого. Но я не хочу спекуляций на смерти, поэтому прошу читателей моего блога отнестись с уважением к моей просьбе.
Убитая бабушка
Это место ее гибели через сутки: соседи принесли цветы и огородили его камнями
Майя Федосьевна была убита у дома 18 по той же улице Гагарина, где жила. На этой улице нет никаких военных объектов; ее соседям пришлось вызывать ополченцев приехать, чтобы зафиксировать смерть.
30 метров не дошла до дома… и сено для козы так и лежит рядом с телом
Прибывшая скорая
Осколки
Ополчение, в том числе заместитель мэра Первомайска по общим вопросам Олег Игоревич Голодок (в защитного цвета майке) осматривают осколки. Именно Олег Игоревич принимал нашу экспедицию в Первомайске.
На улице Гагарина были и другие убитые. Прошлым летом в собственном доме была убита местная медсестра. Это местные жительницы, рассказывающие об обстрелах и своей жизни в Первомайске во время войны:
На мин. 8:28 о Минских соглашениях (дословно женщины возмущаются, почему из-за Минских соглашений ополченцы не стреляют в ответ на украинские обстрелы и тем самым позволяют их безнаказанно убивать).
На мин. 10:08 обращение пенсионерок Первомайска к Порошенко. «Прекратите издевательство над Донбассом, над людьми, над детьми, над стариками. И не надо врать на весь мир, что здесь воюют только наши. Потому что бьют нас не наши, бьет нас ваша армия»
Сами они во время обстрелов прятались в подвалах. Было очень страшно, «так, что невозможно передать». Стреляли со стороны Попасной. Женщины не хотят бежать, так как прожили здесь всю жизнь, работая на Украину, здесь их дома, здесь земля их предков, у одной из них семья живет на Донбассе с 19-го века.
Гуманитарную помощь из России получали, но давно и немного. Впрочем, им в частном секторе живется не так тяжело, чем обитателям домов городского типа, так как здесь есть хозяйство, куры, огород, сады. Очень тяжело живется без воды, от которой Первомайск специально отключили.
Еще один пострадавший дом:
Мы навестили в больнице еще одну пострадавшую от обстрела жительницу Первомайска, Сергиенко Татьяну Викторовну. Она была ранена в пятницу, 12-го июня 2015, примерно в 19:45, в своем доме на улице Луговой, 57. Когда начали стрелять, она поливала огород, внучка ее успела спрятаться в подвал, сама же Татьяна Викторовна задержалась. Осколок попал в ногу.
Ранее Татьяна Викторовна работала воспитательницей детского сада. После ранения была доставлена в больницу Первомайска, где была прооперирована и находится на излечении, надеяться в скором времени подняться, а через несколько недель поправиться. Тяжелых раненых из Первомайска переправляют в Стаханов, где, во-первых, больниц две и лучше оборудованных, во-вторых, не так сильно обстреливают. За время войны от обстрелов пострадали все корпуса больницы в Первомайске. Тем не менее, местные врачи продолжают свою работу и спасают людям жизни.
Добавлю несколько фотографий видов Первомайска. Он является самым разрушенным городом ЛНР, пострадало до 70% зданий, из них до 45% непригодны более для жилья. Нельзя сказать, что город разрушен полностью. Но плотность разрушений здесь выше, чем в других пострадавших городах, Луганске или Стаханове.
В заключение хочу сказать, что уже после моего отъезда (то есть в самое недавнее время) район Первомайска и далее (до Стаханова) снова несколько раз подвергался обстрелам, в том числе ночью 22-23 июня.