Ну вот я и в Дели. Сначала был утопающий в дожде и пробках Питер, хмурые лица таможенников и щелчок штампа, открывающий тебе двери самолета со светящимися еще издали улыбками стюардесс. Потом 5 часов перелета в Дубай, состоящих из невкусной еды, мультика «Мадагаскар» и попыток заснуть по Kings of Leon.
Ночью – аэропорт Дубая, представляющий собой дорогой европейский торговый центр, населенный персонажами с восточного базара и сказок 1001 ночи. Утром – рейс в Дели, в котором все вокруг тебя смотрят болливудские фильмы, а ты резко засыпаешь над Ираном и просыпаешься от слов дедушки-индийца: «Вейк апь, вейк апь!», чтобы съесть масала-омлет и заснуть уже над Пакистаном. А затем открываешь глаза, чтобы увидеть Индию на экране самолетного монитора и услышать заветные слова капитана воздушного судна про аэропорт им. Индиры Ганди и приятную температуру за бортом.
Приезжая в Индию в третий раз, ты чувствуешь себя во вполне естественной среде. Шум вентилятора над головой, сигналы машин, крики торговцев, запахи специй, еды и смога становятся привычными и незаметными. Ты с удовольствием смотришь на неработающий спидометр и дырки в полу такси, высовывая руку в окно, помогая водителю показывать поворот (потому что поворотники давно сломались).
Тебя уже никто не пытается развести. Продавцы гашиша, кашмирского шелка и туров в Раджастан на Мейн-Базар стрит что-то видят в твоих глазах и уже не пытаются рассказывать про их друга Сергея из Москвы, который все купил и остался очень доволен. Они спрашивают: «Какой раз ты в Индии?» и получая ответ, быстро теряют к тебе профессиональный интерес.
Фразы вроде: «Намастэ бабА, тейк ми ту Коннот плейс, форти рупиз» вызывают на лице туктукера секундное замешательство. Он выдавливает из себя: «Фифти!», но когда ты говоришь «Наи», быстро разворачиваешься и уходишь, ты слышишь вслед «Хей, хей, окей, го!» и со спокойствием священной коровы едешь на одном сидении с водителем, обгоняя на закрытых поворотах машины, мотоциклы, телеги и велорикши. Теперь когда ты даешь туктукеру большую купюру и нет сдачи, он не пытается прокатить тебя еще куда-нибудь или объяснить, почему ты должен ему отдать все. Он говорит: «Потом отдашь, ты же на Мейн-Базаре».
Теперь, когда ты покупаешь сим-карту на улице, соседний продавец одежды не пытается продать тебе футболку, а учит тебя говорить на хинди и спрашивает, как русские относятся к американской политике.
Ты не дома, но и не в чужой стране. Ты в гостях у друзей, улыбки которых дают тебе больше энергии, чем чашка хорошего кофе. В гостях, где все очень интересно и необычно.
На Мейн-Базаре я сначала зашел в отель "Лорд Кришна", который показался совсем уж страшным, поэтому я поселился через дорогу в "Шелтоне". Администратор, сидя в позе лотоса и попивая чай с молоком, сначала просил 700 рупий, но потом, когда я привел факты того, что номер стоит не больше 500 (300 рублей), согласился.
Номер – маленькая комната, сделанная в настоящем индийском стиле. Нужно показать, что все очень дорого и пафосно, но не заморачиваться с деталями. Так, в номере красивая кровать, неоновая подсветка потолка, но нет зеркала в ванной, заделанная дырка фанерой рядом с окном и незаделанная – над дверью. Молчу о том, что нет горячей воды и туалетной бумаги, потому что индийцы ни того, ни другого обычно не используют.
Приняв душ, я первым делом поехал в район Карол-Багх, в котором на каждой улице торгуют мотоциклами и комплектующими к ним. Я искал магазин под названием "Madaan motors", который мне посоветовал Рома, купивший там "Энфилд" в прошлом году и оставшийся очень доволен.
"Мадаан" – это семейный бизнес, состоящий из деда-основателя, его сына Арона и 5 рабочих. На одной улице маленький магазин и мастерская, на другой – склад, заваленный по потолок деталями от мотоциклов и скутеров. Я приехал в магазин, встретил там деда, который налил мне масала-чай и позвонил сыну. Приехал Арон, выслушал мои требования и сказал, что все это возможно и будет стоить 88 тыс. рупий (52 тыс. рублей). Так как Рома покупал почти тоже самое год назад за 65 тыс., я устроил могучий торг, но ничего не добился. Они могли подвинуться на какие-то смешные пару тысяч рупий.
Почему столько стоит? Потому что я хотел не просто купить поддержанный байк. Если вы думаете, что есть только два варианта купить мотоцикл: новый или поддержанный, то вы глубоко ошибаетесь. В Индии придумали третий. Вы покупаете раму от мотоцикла, к которой привязаны номера и все документы на байк. То есть юридически мотоцикл – это рама, на которую можно навесить что угодно. И вы просите навесить все новые запчасти, начиная от двигателя, заканчивая тросиками сцепления. В итоге, вы получаете новый байк за меньшие деньги, полностью заточенный под ваши нужды и не имеющий проблем с документами.
С документами отдельная история. В Индии иностранец не может владеть никаким имуществом. Если вы купите дом, то он будет юридически принадлежать не вам, а индусу, который вам его продал. То же самое с мотоциклами. Если вы покупаете байк, он принадлежит не вам, а бывшему владельцу, который пишет на вас доверенность. Но если вы захотите купить новый мотоцикл, который никому не принадлежит, то это будет сделать сложно, а часто и невозможно. Вам его не продадут. Остается либо брать поддержанный, либо делать так, как я.
В общем, после торга, у меня возникло стойкое ощущение развода, я сказал, что приду завтра и пошел по другим магазинам. Оказалось, что большинство торговцев не занимаются сборкой, а только продают поддержанные байки. Я нашел только одну точку, владелец который готов сделать то, что мне нужно, и цена примерно такая же, но по срокам он очень проигрывал, обещал сделать за 14 дней.
Я вернулся к деду, уточнил все детали и взял день на подумать. Хотел посоветоваться с друзьями и не делать поспешных выводов, потому что хороший мотоцикл – главное в путешествии. Через день я приехал к нему, обговорил детали, выбрал цвет, раму с номерами, оставил залог, получил расписку и пообещал приехать через день, посмотреть, как идут дела. Байк будет готов через неделю.
На Карол-Багх я по своей питерской привычке пошел гулять по дворам. Это оказался район сотен маленьких улиц шириной в один дом. Везде продавали машины, мотоциклы или детали, запчасти к ним, предлагали тюнинг и сервис. Такой большой торговый центр, с разницей в том, что продавцы живут там, где торгуют. Я понял, что вообще удобно сделано. Город поделен на районы, где уже много лет торгуют каким-то одним видом товаров. Если что-то хочешь купить, не нужно составлять список торговых центров в разных частях города, где это может быть.
Там же я первый раз попробовал пан. Решил, что если уж приехал на 6 месяцев в Индию, то нужно понимать все местные привычки. Пан – это смесь пасты из кокоса, специй и всяких добавок, которую заворачивают в лист дерева, под названием бетель. Бывает с табаком или без него. Такой сверток большинство индийцев постоянно жуют. Это освежает дыхание и дает легкий тонизирующий эффект, как от сигарет. Побочным эффектом является то, что от жевания выделяется много слюны и ее постоянно хочется сплевывать. Именно поэтому многих улицы в Индии покрыты красными от специй плевками и в метро даже висит знак «Не плевать».
Мой пан оказался с чем-то вроде меда. Я пробовал его жевать, получилось не очень, и после минут 5 я все это выплюнул. Вкус, а у меня был вариант без табака, как будто вы едите зубную пасту с листом салата, которая к тому же обладает примесью совершенно непонятных вкусов, от чего становится не ясно, считать это вкусным или нет.
Потом я понял, что заблудился и решил поехать домой. Моторикш в округе не было, а на велорикшах я ездить не люблю. Дело в том, что когда я сижу и вижу, как худой индус тащит меня в горку на велике или тяжело крутит педали, я чувствую себя каким-то злым барином, который нещадно эксплуатирует крепостных. Поэтому я всегда плачу велорикшам больше, чем обещал, и они, конечно, этим всегда пользуются и в конце поездки говорят, как им было тяжело тащить тебя.
Но тут выбора не было, пришлось ехать на велорикше. Мы долго ехали и на одном из перекрестков в нас немного врезался моторикша, я чуть не свалился вниз, а водитель с терпением выслушал ругань туктукера, кивнул и спокойно поехал дальше.
Про все, что произошло за эти три дня не написать, но можно выделить то, о чем стоит написать много. Во-первых, я много ездил на делийском метро. Там запрещено фотографировать, и как только ты поднимаешь камеру, сразу слышишь окрик охранника. «Ладно, ладно» - думаешь ты, сейчас зайду в вагон и буду фотографировать оттуда. Но в вагоне замечания тебе уже делают пассажиры. Сознательность индийцев не знает границ. Про метро будет отдельный пост.
Вчера я решил съездить в какую-нибудь великую достопримечательность и выбрал самый высокий кирпичный минарет в мире Кутб-Минар. Он потрясающе необычен и прекрасен, про него, вместе с некоторыми другими интересными памятниками, также будет отдельный пост.
Так как байк мне отдадут только через неделю, появилась уйма свободного времени. Так что, если подскажете что делать в Дели, что необычного посмотреть, буду вам признателен.
А пока я поехал на рынок Чандни Чоук фотографировать горы специй. Не скучайте!
P.S. Видео, где я прилетаю в Дели, еду на такси, а потом на безумном моторикше на Карол-Багх.