Кто только не живёт в московских подвалах. Крысы, мыши, блохи, клопы, тараканы, сверчки, пауки — вот неполный перечень подвальных жителей. На всю жизнь мне запомнился пронзительный взгляд огромной крысы, упирающейся передними лапами на крышку питидесятилитрового бидона с краской. Если мусорокамера дома имеет общую стену с подвалом, то наверняка в подвале появляются бродячие собаки и кошки, и зимой такой подвал становится их родным домом — тепло и еда под боком. Раньше в подвалах, имеющих выход в городские коллектора, обитали бомжи, но уже более 10 лет я их в подвалах не встречаю. В последнее время московские подвалы усиленно обживают мигранты из бывших республик Советского Союза, в основном из Азии. Ну так вот: участвовал я в монтаже систем видеонаблюдения в одном из районов Юго-Запада Москвы. Все подводящие кабели подобных систем проходят через подвалы жилых домов. Ребята знали, что я увлекаюсь макросъёмкой и однажды указали на один подвал, где очень много, по их словам, каких то прыгающих букашек, похожих на сверчков. Зима была холодная, а подвал дома имел выход на городской коллектор…парилка ужасная. Взяв с собой пару фонарей, пришел в этот подвал через пару дней. Я глазам не поверил — их было сотни, если не тысячи — они висели на всех стенах во всех четырёх секциях дома. Последствия парилки ещё не прошли и фотоаппарат брать с собой было опасно из за повышенной влажности. Подождал ещё пару дней и пришёл с фотоаппаратом. Конденсат из подвала выветрился, количество насекомых уменьшилось где то вполовину (стало понятно, что влажность им нравится) и я немного их поснимал.
Своё название получили от того, что живут они, в основном, глубоко в пещерах. Их длинные задние конечности и гигантские, по отношению к телу, усы-антенны служат двойной цели. Живя, как правило, в неосвещённой окружающей среде, они полагаются в большой степени на своё осязание, которое ограничено длиной этих антенн, а длинные задние конечности позволяют прыгать на приличное расстояние. Бескрылые, органы слуха отсутствуют и от любой угрозы спасаются большим прыжком. Распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Преобладающее количество живёт в тропиках. И в этот подвал попали, скорее всего, из городского коллектора либо их привезли еще в советское время иностранные студенты, общежития которых расположены неподалёку. Могут обходиться без еды очень длительное время. Чтобы избежать голода, они пожирают своих сородичей, а если это не удаётся, то и собственные конечности. И хотя и выглядят они пугающе, но абсолютно безопасны. На фотографии виден самец — он поменьше размером, и самка с яйцекладом — она побольше. А вот этот кузнечик, вероятно от испуга прыгнул, попал в паутину и теперь достанется на ужин пауку — настоящему хозяину подвала, которому эти случайные захватчики уже изрядно надоели.
Официальное название — Рафидиофориды (Rhaphidophoridae). Около 550 видов и 80 родов.
С тех пор я каждый год захожу в этот подвал посмотреть как поживает популяция местных рафидиофоридов, но из года в год их всё меньше и меньше. Был там пару недель назад и с трудом их нашел. Всего в двух местах и не более десятка. Приглашал знакомых макрофотографов на съёмки. Вот еще несколько фотографий, где можно увидеть размеры, форму и портреты этих московских подвальных кузнечиков.