В прокат выходят «Отверженные» - масштабная и прочувствованная экранизация легендарного мюзикла, в котором бывший каторжник решает стать честным человеком, а парижские студенты строят баррикады в надежды на перемены к лучшей жизни. Вслед за театральной постановкой фильм напоминает о том, что мюзикл – это не только беззаботное развлечение, но и действенный способ при помощи песни донести до зрителя по-настоящему важные и серьёзные мысли, обратить внимание общественности на те или иные проблемы. Киноридус вспомнил еще несколько кинокартин, в которых музыкальный жанр смело сочетается с социальным высказыванием.
«Вестсайдская история», 1961, реж. Роберт Уайз, Джером Роббинс, США
Это сейчас, быть может, США кажутся страной, где всем нациям рады, но полвека назад проблема этнических столкновений стояла там чрезвычайно остро. Нью-Йорком, конечно, хотели править потомки белых эмигрантов, которые вовсе не собирались мириться с нашествием «неместных», в данном случае – пуэрториканцев. Авторы мюзикла показали противостояние двух уличных банд, взяв за основу бессмертную шекспировскую трагедию о Ромео и Джульетте, остающуюся актуальной во все времена. Тони и Мария погибли, но память о их любви заставила многих пересмотреть свои взгляды на болезненный «национальный вопрос». Так что сегодняшняя Америка обязана «Вестсайдской истории» не только за отличную музыку.
Лучшая песня: «America». Кинопризнание: десять «Оскаров», в том числе и за лучший фильм года.
«Кабаре», 1972, реж. Боб Фосс, США
Приход к власти нацизма – точно не тема для веселья, и кабаре здесь – это как пир во время чумы. Музыкальные номера не двигают сюжет, а скорее его оттеняют: пока на улице мир видоизменяется до неузнаваемости, внутри клуба «Кит-Кат» всё как прежде – и песни, и танцы, и смех. Разве что людей в форме становится всё больше и больше, ведь теперь они – не только хозяева города, но и главные участники затеянного Гитлером «представления». И хотя в фильме зритель следит в первую очередь за любовной драмой экстравагантной певицы Салли Боулз, «Кабаре» - тот случай, когда детально прописанный исторический фон куда важнее основного сюжета. Просто потому, что мы, в отличие от героев, знаем, чем всё это закончится.
Лучшая песня: «Money, Money». Кинопризнание: восемь «Оскаров».
«Бумбараш», 1971, реж. Николай Рашеев, Абрам Народицкий, СССР
Вот вроде бы - Гражданская война очевидным образом не лучший повод для музыкального фильма. И тем не менее и авторам фильма, и авторам песен (Юлию Киму и Владимиру Дашкевичу) удалось найти верную интонацию – здесь поют не от веселья, а от отчаяния. Что называется, пропадать – так с музыкой. Единственное желание Бумбараша – это просто мирно жить со своею любимой, но время не то, обстоятельства не те. Разлом эпохи разом перечеркнул многие судьбы, и выбирай, не выбирай – а в результате все равно вышел для каждого проигрыш. И хотя об этих трагических страницах нашей истории снято немало художественно удачных картин, нигде более не показан весь абсурд и ужас происходящего с такой щемящей выразительностью.
Лучшая песня: «Журавль по небу летит». Кинопризнание: приз за режиссуру на телефестивале в Ташкенте.
«Бал», 1983, реж. Этторе Скола, Франция-Италия-Алжир
Не совсем мюзикл (во всяком случае, не мюзикл в том виде, в каком мы привыкли его понимать), но не упомянуть его в данном списке невозможно. Почти два часа танцев и музыки – притом, что героями не будет сказано ни слова. Да и героев как таковых здесь нет: автора здесь интересует не отдельная человеческая судьба, а полувековой пласт Истории. Не меняя места действия, Этторе Скола с лёгкостью переносит нас во времени, останавливаясь на самых драматичных моментах, пережитых французами в середине ХХ века. Победа Народного фронта, немецкая оккупация во время Второй мировой, война в Алжире, студенческая революция 1968-го – и для каждого события находится своя характерная мелодия.
Лучшая песня: «Michelle». Кинопризнание: французский «Сезар» и итальянский «Давид» за лучший фильм года.
«Чикаго», 2002, реж. Роб Маршалл, США-Германия
Чикаго всегда считался центром преступного мира Америки, но одно дело – гангстеры, и совсем другое – преступницы-женщины. Убийство есть убийство, но оказывается, что важнее не сам факт злодеяния, зафиксированный в полицейском протоколе, а общественное мнение, которое создается путем манипулирования СМИ. Если историю «правильно» подать, то вполне можно стать знаменитостью, за судьбой которой пристально следят многочисленные читатели, – и избежать тем самым неминуемой смертной казни. История Рокси Харт отнюдь не высосана из пальца – аналогичные процессы и правда случались в 20-х годах прошлого века. Но что самое важное – нечто похожее порой происходит и в наши дни, на наших с вами глазах. Только в Америке «звёздам» поблажка теперь, кажется, не светит: закон для каждого одинаков.
Лучшая песня: «And All That Jazz». Кинопризнание: шесть «Оскаров», в том числе и за лучший фильм года.
«Оливер!», 1968, реж. Кэрол Рид, Великобритания
Впервые в английской литературе сделав главного героя ребёнком, Чарльз Диккенс смог не просто максимально достоверно отобразить свою эпоху, но и создать историю, на которой могут воспитываться дети – и второе не менее важно, чем первое. Следующие за ним мюзикл и фильм сохранили и все ужасы быта лондонских беспризорников, и романтический настрой, свойственный бесшабашной молодости. От падения в бездну Оливера отделял всего лишь шаг – и зритель рад, конечно, что для него всё закончилось счастливо. Но не забыть лиц тех воришек, с кем ему пришлось столкнуться на своём пути, не забыть взрослых мерзавцев, использовавших его и им помыкавших. И не уйти от того факта, что юные правонарушители, не ведающие элементарного человеческого тепла, то и дело встречаются нам и сегодня.
Лучшая песня: «Consider Yourself». Кинопризнание: пять «Оскаров», в том числе и за лучший фильм года.
«Танцующая в темноте», 2000, реж. Ларс фон Триер, Дания и еще дюжина стран
«Антимюзикл» одного из главных кинопровокаторов нашел отклик не только у фестивального движения, но и у зрителя, настроенного на «антиголливудскую» волну. Рассказ о слепнущей эмигрантке, для которой зрение сына становится важнее собственной жизни, полон перехлёстывающих через край эмоций – хотя в его основе лежит признание тотального человеческого равнодушия. Это не героиня Бьорк теряет зрение – это мир преступно закрывает глаза, отворачиваясь от искренних душевных порывов и не желая сделать лишнее усилие, чтобы разглядеть истину. И мюзиклы, которые так любит Сельма, становятся для неё лишь временным спасением. В настоящей жизни песня выручает отнюдь не всегда.
Лучшая песня: «I've Seen It All». Кинопризнание: «Золотая пальмовая ветвь».
«Волосы», 1979, реж. Милош Форман, США
Хиппи – это не просто стиль жизнь, но в первую очередь – идеология. Причем оказавшая существенное влияние на мир 1960-70-х: кто знает, каким бы он в итоге стал, если б не те ребята с гитарами, проповедующие Любовь и Свободу. Однако уже в 1979-м фильм Формана воспринимался не как «актуальный», а как «исторический»: война во Вьетнаме закончилась, массовое движение сошло на нет, длинные волосы постепенно вышли из мужской моды. Но с годами значение этой работы только возросло, потому что картина пусть и не документально, но зафиксировала - кто они были, эти «дети цветов», чего хотели и какими способами пытались своего добиться. Благодаря мюзиклу можно точнее понять, почему мы помним о них до сих пор.
Лучшая песня: «Let The Sunshine In». Кинопризнание: два итальянских «Давида».
«Стиляги», 2008, реж. Валерий Тодоровский, Россия
Вышедший под Новый год «фильм-праздник» (на таком жанровом определении настаивали тогда прокатчики) в своей основе гораздо серьёзнее, чем пытался в рекламных целях казаться. Это лишь на поверхности – развлекательная картина, а если вдуматься – нечастый случай по-настоящему критического высказывания в адрес советского строя. Серая масса, яростно противящаяся любому яркому пятну, - это ведь и была наша страна, в которой запреты встречались едва ли не на каждом шагу, а посадить в «кутузку» могли просто за «неподобающий» образ мыслей. Только вот когда об этом говорится «в лоб» - про это далеко не каждый захочет слушать. Форма мюзикла помогла в красочной «обёртке» донести до широкого зрителя элементарную в своей сущности мысль: нельзя допустить, чтобы подобное повторилось.
Лучшая песня: «Скованные одной цепью». Кинопризнание: «Ника» и «Золотой орёл» за лучший фильм года.
«Отверженные», 2012, реж. Том Хупер, Великобритания
Революции не случаются просто так – и им далеко не всегда сопутствует успех. В своем романе Виктор Гюго широко обрисовал картину французской жизни начала XIX века, показав и каторжника, осуждённого за кражу буханки хлеба, и женщину, бесчувственно выброшенную на панель из-за необоснованного подозрения, и представителя власти, упорно убеждённого, что ошибки человеком не исправляются, а закон превыше всего. Всё это лишь частные случаи, лишь капли в океане, но однажды сдерживающие их преграды разрушатся – и тогда поток общественного возмущения станет фактором, с которым придётся считаться. Впрочем, не стоит питать не подтвержденных соцопросами иллюзий – иначе народный протест захлебнётся собственной кровью. Хотя и фильм, и лежащий в его основе мюзикл все-таки сохраняют пафос надежды.
Лучшая песня: «I Dreamed a Dream». Кинопризнание: три «Золотых глобуса», восемь номинаций на «Оскар».