На проходящем на этой неделе ключевом заседании Политбюро Коммунистической партии Китая (КПК) руководство страны выразило стремление поддержать китайскую экономику в период ее «мучительного восстановления» после пандемии. Правда, при этом китайские лидеры отказались раскрыть содержание конкретных мер, что вызвало среди экспертов сомнения в том, что руководство страны осознает реальные масштабы возникших проблем и возможность их разрешения.
Японская болезнь
Эксперты не сомневаются, что в условиях дополнительного стимулирования (а возможно, и без него) в 2023 году китайской экономике удастся достичь целевых показателей роста в 5% благодаря эффекту низкой базы, обусловленному последствиями ковидных локдаунов. Впрочем, эта цифра не вызывает восторга ни у кого, включая китайское руководство, так как является одним из худших результатов за последние полвека.
Уровень в 5% выглядит совсем не впечатляющим еще и потому, что Китай инвестирует в год около 40% своего ВВП, то есть вдвое больше, чем США.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что после бурного старта в начале года на фоне снятия ковидных ограничений во втором квартале вторая по величине экономика мира практически не росла. Это заставило многих экспертов предположить, что китайская экономика подхватила «японскую болезнь» и вступила в затяжную эру застоя, получившую в Японии название «потерянных десятилетий».
Чем больна экономика Китая?
Главной особенностью нынешних экономических проблем Китая является то, что наметившееся замедление носит выраженный структурный, а не циклический характер, указывающий на исчерпание действующей экономической модели. Следовательно, преодоление кризиса возможно только посредством изменения политики, проводимой на протяжении последних десятилетий, которая привела к успеху, но полностью выработала себя на данном временном этапе.
К сожалению, нынешнее китайское руководство не готово к подобным шагам, при том что проводимая им политика порождает сегодня не столько экономический рост, сколько все новые долги.
Сектор недвижимости, на долю которого приходится около четверти экономической активности, больше не может выступать в качестве ключевой движущей силы роста. Напротив, рынок недвижимости превратился в пузырь, генерирующий долги и играющий роль раковой опухоли для всей экономики Китая. Проблема усугубляется тем, что китайское руководство не может позволить этому пузырю быстро сдуться, так как это приведет к дестабилизации финансового сектора и всей остальной экономики.
Еще одной структурной проблемой является потребление китайских домохозяйств, дающее наименьший вклад в ВВП страны по мировым меркам.
Ослабить эту проблему могли бы значительное снижение налогов, поощрение более быстрого роста заработной платы, создание системы социальной защиты с более высокими пенсиями и пособиями по безработице, а также более широко доступные государственные услуги.
Однако в протоколе нынешнего заседания китайского Политбюро подобные меры отсутствуют.
Это неудивительно, так как они потребуют от погрязших в долгах местных органов власти отказаться от доходов и увеличить расходы, вынудив национальное правительство в Пекине, которое десятилетиями централизовало власть, передавать ресурсы городам и провинциям и взять на себя часть их долгов.
Стимулирование роста заработной платы требует освобождения частного сектора от жесткого контроля КПК, что, в свою очередь, снижает экспортную конкурентоспособность разросшегося производственного сектора.
Еще одной головной болью Коммунистической партии является безработица среди молодежи, превышающая 20%. Обещание процветания побудило молодое поколение учиться на специальности, связанные с высокими технологиями, в то время как страна может предложить ему преимущественно низкооплачиваемую работу в промышленности и сфере услуг.
Ответственность за создание высокотехнологичных рабочих мест лежит и на частном секторе, однако бизнесу не хватает уверенности в своем будущем после многих лет репрессий в технологической, финансовой и других отраслях.
По мнению аналитиков, для выравнивания условий между частным и государственным секторами требуется верховенство закона, что практически невозможно в условиях полной подчиненности китайских судов Коммунистической партии.
Коммунистическое мышление неисправимо
Бизнес и экспертное сообщество не ожидали от нынешнего заседания Политбюро каких-либо радикальных изменений, но пытались увидеть признаки того, что китайские лидеры признают грандиозность стоящих перед страной проблем и необходимость поиска их решения. Ничего подобного увидеть не удалось.
Кратковременное оживление вызвали замечания Политбюро о важности частного сектора. Однако позже все предложения были сведены не к стимулированию роста потребления, а к дальнейшим планам субсидирования автомобильной и электронной промышленности.
Экспертов порадовали заявления властей о необходимости решения проблемы задолженности местных органов власти, прозвучавшие в отчете Политбюро, но радость быстро сошла на нет ввиду отсутствия конкретных предложений относительно ее решения.
Вполне вероятно, что эта ситуация обусловлена неспособностью китайского руководства к принятию конкретных шагов, так как многие из них противоречили бы самой сути существующего ныне коммунистического уклада.
В то же время очевидная нерешительность китайских властей перед лицом, пожалуй, самой главной проблемы в экономике страны становится непреодолимым препятствием для огромного числа инвесторов, готовых вкладываться в Китай. Это является залогом сокращения инвестиций и дальнейшего развития стагнации.
Грубое обобщение итогов заседания китайского Политбюро, посвященного борьбе с угрозой стагнации и замедления экономики, сводится к тому, что существующая коммунистическая модель столкнулась с непреодолимым препятствием, сутью которого является сама ее коммунистическая сущность. Дальнейшие ее апгрейды более не снимают проблем, а скорее, лишь плодят новые. Для преодоления кризиса потребуется отход от системы, сформированной Мао и модернизированной Дэн Сяопином, принесшей стране несколько десятилетий процветания, но полностью исчерпавшей себя с приходом эпохи постиндустриализма.