Автомобильный рынок России в этом году удивил. По данным Минпромторга, за одиннадцать месяцев года продажи легковых автомобилей выросли на 53% по сравнению с тем же периодом 2023 года, поднявшись до 1,43 миллиона штук. Таких цифр никто не ожидал. Однако к концу года продажи резко пошли на спад и в ноябре просели на 29% по отношению к октябрю, до 119,9 тысячи единиц.
При этом в сегменте грузовиков продажи последовательно снижались весь год. За январь — ноябрь они упали на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 113,5 тысяч штук. В ноябре падение ускорилось — минус 31% по отношению к октябрю.
В целом продажи новых транспортных средств всех категорий (легковые, лёгкие коммерческие автомобили, автобусы, грузовики) в ноябре выросли на 7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года и сократились на 27% к октябрю, до 144,98 тысячи единиц.
Что происходит на рынке? Какой будет его дальнейшая динамика?
Итоги уходящего года и прогнозы на 2025 год обсудили эксперты в рамках круглого стола «Ридуса».
Пожарный спрос
Уходящий год для российского авторынка оказался весьма нетипичным, отметил руководитель управления продаж и маркетинга компании «Мотор-Плейс» Максим Железняк. По всем параметрам продажи должны были быть куда скромнее.
«Обменный курс, стоимость денег и комиссии за их перевод, стоимость доставки автомобилей в Россию — все эти фундаментальные экономические факторы были хуже, чем в 2021 году, а продажи при этом — выше. Классические модели, на которые мы ориентируемся в прогнозах, такую ситуацию не описывают», — пояснил он.
В 2023 году предсказать итоги 2024 года не смог ни один эксперт, хотя все ожидали, что рынок будет расти, напомнил главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. «Лично я предполагал, что при самом позитивном развитии будет продано примерно 1,25 миллиона автомобилей», — уточнил он.
Единственное объяснение феномену такого спроса участники дискуссии видят в резком росте доходов у части россиян — в некоторых случаях в три раза и более. Это в первую очередь люди, которые работают на оборонку, куда сейчас идут очень хорошие заказы, или в области импортозамещения, а также граждане, каким-либо образом связанные с СВО (участники и их семьи). Они получают довольно большие деньги, которые частично отправляются на авторынок. Поскольку в основном всё это финансируется из бюджета, можно говорить, что уникальный спрос — следствие своего рода скрытого субсидирования со стороны государства, считает Железняк.
К этому прибавились растущая инфляция и заранее ожидаемое повышение утилизационного сбора, которое де-факто началось в октябре. Справедливо предполагая существенное подорожание автомобилей в ближайшем будущем, граждане с деньгами стремились купить желанные модели машин до повышения цен.
Пик пройден
Эксперты дружно сошлись на том, что пик спроса остался позади и в следующем году рынок ждёт падение. Вопрос только в том, насколько глубоким оно будет. В лучшем случае — на 10%, в худшем — на 20–30%.
Российский авторынок вступает в эпоху идеального шторма, считает партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Сходятся вместе сразу несколько негативных факторов, включая повышение утилизационного сбора, ужесточение монетарной политики Центробанка и рост цен.
«Мы имеем учётную ставку 21%. Средняя стоимость автокредита уже достигла 28–30% годовых, что неподъёмно для большинства граждан. И мы имеем среднюю цену нового автомобиля в 3,1 миллиона рублей», — указал эксперт.
По его словам, никакого рождественского настроения ни у продавцов, ни у покупателей нет. Скидки присутствуют, но совсем небольшие на фоне заявленных цен. И в целом наступающий год будет сложным. Есть мнение, что с российского рынка уйдёт целый ряд мелких китайских марок и примерно пятьсот из четырёх тысяч дилеров.
В автопроме тоже царят тревожные настроения, потому что компании готовы производить машины, но не уверены, что найдут на них покупателей.
«Некоторые говорят, что после шторма мы выйдем более сильными. Дай Бог. Другие утверждают, что шторм — это в принципе не та ситуация, в которую надо попадать. И мы понимаем, что автопарк стареет, его обновление жизненно необходимо, а денег для этого нет», — посетовал эксперт.
Он сильно сомневается, что люди с резко выросшими доходами смогут спасти авторынок: «Потому что это всё-таки конечная категория потребителей, да и не всем нужен автомобиль».
Впереди турбулентность
Ещё более пессимистично настроен президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. По его ощущениям на основе различных бесед в деловых кругах, где-то совсем близко нас ждёт кризис неплатежей, в том числе по зарплатам, по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге. «Потому что уже есть задержки в ВПК», — уточнил эксперт.
По коммерческому транспорту ожидается падение продаж в 2025 году на 25–35%, добавил он. Аналитик напомнил о проблеме с обслуживанием китайских автомобилей, в том числе долгую поставку запчастей, которая в коммерческом сегменте особенно заметна.
В 2022–2023 годах на фоне повышения длительности перевозок из-за смены маршрутов (восток вместо запада) и более долгого прохождения границ появилась потребность в дополнительных автомобилях, которая наложилась на отложенный спрос. И продажи выросли.
«Это привело к появлению новых перевозчиков, которые решили, что можно деньги грузить самосвалами, если взять лопату побольше. Вероятнее всего, из-за этого с августа возникла достаточно существенная проблема у лизинговых компаний. По некоторым данным, от 16 до 19 тысяч транспортных средств либо они забрали, либо перевозчики самостоятельно вернули. Это очень большая цифра», — рассказал эксперт.
При этом в сегменте идёт процесс обеления рынка, в котором не последнюю роль играет ФНС. Правда, пока он приостановился, но в целом сейчас «очень тяжело предположить, в какую турбулентность мы войдём», подчеркнул эксперт.
Факторы влияния
В 2025 году спрос на автомобили в России будет зависеть от четырёх ключевых факторов, считает Железняк:
- ставки Центробанка;
- обменного курса рубля;
- комиссии за трансграничные переводы денег;
- доступности кредитов.
Все эти факторы пока не дают поводов для оптимизма.
По словам эксперта, банки не ожидают в среднем по году ставки меньше 21%. А комфортный для бизнеса курс по валюте Китая, откуда в Россию сегодня поступает львиная доля автомобилей, находится в районе 13 рублей за юань.
Комиссия за перевод денег за рубеж сейчас составляет в среднем 3–4% и напрямую закладывается в стоимость автомобиля. Если государство как-то решит эту проблему, чтобы можно было платить без посредников, давление на цены снизится.
С кредитованием тоже всё непросто. Банки сегодня часто отказывают в займах даже платёжеспособным заёмщикам, поскольку у них есть внутренний план, согласно которому в ближайшие полгода они не станут набирать кредиты.
«Автомобильные кредиты в портфеле банков составляют всего 1–1,3%. То есть для них это абсолютно несущественный бизнес. Они могут его заморозить на какой-то период, пока ситуация с деньгами не стабилизируется», — заметил аналитик.
Рынок в ножницах
В следующем году авторынок окажется «в ножницах», полагает координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. Он пояснил, что в России сложилась уникальная ситуация: 92% автопарка страны работает на пределе возможностей (то есть ежедневно и почти круглосуточно), а средний срок эксплуатации машины составляет около 20 лет, после чего автомобиль приходит в состояние, предполагающее утилизацию.
Это означает, что в ближайшем будущем потребуют замены по естественным физическим причинам машины 2005 года выпуска, иначе они станут серьёзной угрозой для жизни владельца и окружающих. Это примерно 1,2 миллиона штук. То есть как минимум на таком уровне находится потенциальный спрос. Но вот денег на вынужденную замену у людей нет, потому что каждый второй рубль в оплате за автомобиль берётся в кредит, а заёмные средства становятся недоступными из-за ставки Центробанка и политики банков.
«Если кредитов не будет, автомобильный рынок ждёт стагфляция. Он может упасть очень сильно, потому что цены продолжат расти. Продавцы не смогут понизить их из-за высокой ключевой ставки и курса доллара», — констатирует эксперт.
По его словам, спрос пойдёт в несколько сегментов: продукция «АвтоВАЗа», рынок подержанных машин и рынок автосервисов, которые будут любыми способами продлять сроки эксплуатации. Уже сейчас на вторичном рынке днём с огнём не найдёшь относительно свежие автомобили, поскольку средний срок использования новых машин тоже увеличился до семи лет, добавляет Моржаретто.
Китайцы помогут?
Нотку позитива попытался внести генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. По его мнению, поддержать российский рынок могут китайские производители.
«В Китае стагнация. При этом китайские товарищи очень неплохо зарабатывают на нашем рынке. Есть небольшой шанс, что они начнут как-то субсидировать выдачу кредитов, если захотят сохранить объёмы продаж. У них есть ресурсы для этого. Возможно, это стабилизирует рынок в районе 1,4 миллиона единиц», — пояснил эксперт.
На долю китайских брендов сейчас приходится около 60% российского авторынка. Примерно 30% занимают российские производители (в основном «АвтоВАЗ»). Все остальные, включая параллельный импорт, это 10%.
Участники круглого стола единодушно считают, что такой расклад в целом сохранится и в следующем году. На рынок попытаются зайти несколько китайских премиальных брендов, но в данном сегменте совокупный объём продаж составляет 10–15 тысяч, так что погоды они в любом случае не сделают.