«Плачьте, но снимайте!»
Александр Довженко, советский кинорежиссёр, кинодраматург.
Этот наказ фронтовым операторам сработал: история Великой Отечественной войны осталась на кадрах, которые никогда не состарятся…
Их было 258 — летописцев, хроникеров войны. С камерой в руках и с пистолетом в кармане они оказывались в эпицентре войны: снимали на огневых позициях, в партизанских отрядах, в рядах пехоты. На переправе и в воде, из окопов и с воздуха. Благодаря их хроникам мир увидел войну глазами солдата…
Сопряженная с огромным риском работа требовала от оператора не только патриотической отваги, но и исключительного профессионализма. В кино-группу, которой предстояло увековечить Великую Отечественную войну на киноленте, вошли выпускники ВГИКа — молодые и смелые. За годы войны они сняли больше 4 миллионов метров пленки.
«Они снимали войну»
В Государственном центральном музее кино в среду, 6 мая, состоялось открытие выставки «Они снимали войну».
«Эта выставка удивительна потому, что зачастую в массовом сознании военные журналисты и кинодокументалисты воспринимаются как штабные работники. На самом деле, это абсолютно несправедливо. Это именно те люди, которые шли в атаку вместе с солдатом, которые держали оборону до последнего. Каждый второй кинодокументалист в годы войны был ранен, а каждый четвертый погиб. Это говорит о том, насколько это тяжелая, важная и героическая работа, переоценить значение которой невозможно», заявил в ходе официального открытия Министр культуры РФ Владимир Мединский.На выставке представлены уникальные исторические экспонаты — кинотехника, которая была на полях сражений вместе с кинооператорами, их монтажные листы.
Киномеханик-экскурсовод в военной форме показывает фрагменты съемок с полей сражений и бытовые сцены фронтовой жизни. Гости фотографируют его на «айфоны» и планшеты, демонстрируя прогресс технологий.
Единственный в России кинопулемет был торжественной передан в дар Музею кино. Изобретение Игоря Гордельчука действительно уникальное: ручная кинокамера, прикреплена к прикладу автомата. По своей форме он в точности повторяет форму пулеметов. За создание этой камеры Гордейчук был награжден орденом Красной звезды. Переданный экспонат стал почетным элементом экспозиции.
Большая часть выставки — витрины с историческими фотографиями, монтажными листами и архивными расшифровками. Моменты той судьбоносной эпохи — раненые солдаты на белом снеге, девушки на фоне цветущей яблони, а вот и они — те, чьим оружием стала кинокамера и фотоаппарат. Черно-белые фотографии сполна передают все разнообразие оттенков: краски заменяют выразительные глаза тех, кто так много видел на войне…
К началу войны в распоряжении съемочных групп были только стационарные камеры — тяжелые, на штативе, французского и немецкого производства. Ручных камер, приспособленных для хроникальных съемок, в то время еще не было. Точнее, их обладателями были единицы.
Поэтому советские операторы не сразу отправились на фронт с небольшими, но достаточно тяжелыми камерами «Аймо». Американское оборудование переправляли северными путями через Архангельск и Мурманск. Примечательно, что и советские аналоги мобильной ручной камеры «КС-4» и «КС-5» операторы продолжали называть американским именем.
Знание техники и умение с ней работать. Держать и бежать, снять и укрыться, установить резкость и сменить пленку… Выжить…
Камеры «Аймо» снимали на пленку 35 миллиметров, которая давала всего одну минуту съемки. Оператор должен был не растеряться и привести аппарат в действие, несмотря ни на что. Открыть крышку, вынуть пленку и, не засветив ее, вставить новую. Часто сделать это было очень сложно, иногда — почти невозможно. В морозы у камер замерзали моторы. Теребя заледеневшими руками холодный металл, забывая о себе и шальных пулях, операторы снимали историю.
«Они прошли весь путь, сняли всё очень здорово и по-честному. Особенностью их работы была установка „на правду“. Был даже официальный приказ, запрещающий какие-либо инсценировки. Снимали всё: кровь, потери, тяжелый труд саперов, раненых и жертв. Поэтому эта кинолетопись несет нам настоящую правду о войне», — комментирует научный консультант выставки, Валерий Фомин.
На многих кадрах можно увидеть, что камера дрожит. Это не потому, что оператор плохой специалист и не умеет снимать. Он просто не знает, что снимать сейчас. В этот самый момент, когда с одной стороны горит дом, с другой плачут испуганные матери и дети, а сзади — кровь, грязь и смерть.
«Оскар» за отвагу
Первым лауреатом «Оскара» от Советского Союза стал документальный фильм режиссеров Варламова и Капалина «Разгром немецких войск под Москвой». Картина получила премию в 1943 году «за яркое представление героизма русской армии и русского народа при защите Москвы…».
Бесценный исторический документ военной эпохи — лицо войны и событий под Москвой в 1942 году.
В Америке фильм был переозвучен и даже переименован. Американский зритель знает его как «Москва наносит ответный удар».
Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина:
Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы…В январе 1942 года фильм впервые показали в Москве. Вскоре студия изготовит несколько сотен копий, а киноленту увидит вся страна.
Это было крайне важно — показать, что происходит. К моменту успешного завершения операции фильм был готов. В 1943-м в Лос-Анджелесе русский фильм выдвигают на «Оскар» в номинации лучший документальный фильм.
Примечательно, что сама статуэтка сделана из гипса. Ее золотой аналог так и не нашел своих обладателей.
Их оружием стала кинокамера, а прицелом — ее глазок. Они не думали о том, как спастись. Напротив, им хотелось оказаться в самом центре событий, чтобы найти точку, с которой можно сделать интересную съемку. Этих людей редко увидишь на экране. Сегодня живы только двое из них: Семен Школьников (Таллин) и Борис Соколов (Москва). Остальные навсегда остались за кадром.