Экономика

Планы ЕС по электризации автотранспорта споткнулись об электросети

0 1699

Водители электромобилей, которые надеются зарядить аккумуляторы на одной из 1600 испанских зарядных станций Repsol, могут жестко разочароваться: почти половина из них бездействует, поскольку не подключены к электросети. И такие пробелы очевидны по всему ЕС, где на прошлой неделе Еврокомиссия объявила о планах модернизации электросетей блока в течение полутора лет.

Эти планы включают и решение проблемы нехватки электроэнергии на зарядных станциях для электромобилей. Но пока бюрократическая волокита на пути к более экологичному транспорту в ЕС только растет, сообщили Reuters промышленные группы и энергетические компании. Так, в Германии один проект транспортного узла надолго застрял на правилах, защищающих одинокое дерево, а другому — на оживленном шоссе — пришлось десять месяцев ждать оценки уровня шума.

Технически установить станцию быстрой и сверхбыстрой зарядки можно за две-три недели, но из-за различных административных барьеров этот процесс растягивается на один-два года, рассказали агентству в Repsol.

Климатические цели под угрозой

© unsplash.com

ЕК признала проблемой ситуацию с выдачей разрешений на подключение к электросетям, но не предложила никаких конкретных инструментов ее решения, сетуют представители промышленной группы ChargeUp Europe. Это замедляет развертывание зарядных станций в блоке и ставит под угрозу климатические цели ЕС, в том числе по отказу от бензиновых и дизельных автомобилей.

По словам четырех компаний, занимающихся зарядкой электромобилей, и представителя отрасли, за последние несколько лет процесс создания станции удлинился в среднем с шести месяцев до двух лет из-за множества бюрократических барьеров от федерального до муниципального уровня. По оценкам ChargeUp Europe, к 2030 году парк электромобилей в Европе вырастет в десять раз, а общее число общественных зарядных станций — в девять.

Бег с препятствиями

© unsplash.com

Электрификация транспорта — один из ключевых столпов в целях ЕС по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Блок намерен запретить продажу машин с выбросами CO2 с 2035 года и хочет развивать сеть зарядных станций для электромобилей.

Эти амбиции создали узкие места для энергетических компаний и регулирующих органов, не подготовленных к резкому росту спроса в регионе, где сейчас только 5,4% из 286 миллионов легковых автомобилей работают на альтернативных видах топлива, включая электричество.

В этом году ЕС принял закон об установке к 2030 году станций для быстрой зарядки на каждые 60 километров вдоль выделенной дорожной сети для легковых автомобилей и на каждые 100 километров для грузовиков. Но разработчики зарядных устройств говорят, что получение базовых данных о потенциальных узлах является серьезной проблемой, затрудняющей инвестиции.

Это включает в себя выяснение того, есть ли на средней придорожной остановке для отдыха один фонарный столб или достаточно кабелей для подключения к более широкой сети. Транспортным хабам часто требуется дополнительная электрическая подстанция, которая преобразует энергию высокого напряжения в более мелкие единицы.

Затем следуют запросы в компании по распределению электроэнергии на установку большей мощности. «Иногда нам приходится отправлять физическую почту», — говорит Питер Бадик, соучредитель компании Greenway Network, которая установила 1300 зарядных станций для электромобилей в Словакии, Хорватии и Польше.

«Даже когда они говорят „да“, вы не знаете, когда они проведут модернизацию», — добавил Бадик.

Нужны общие стандарты

Руководители отрасли отмечают, что целевые показатели ЕС были установлены на низком уровне и поэтому, вероятно, будут достигнуты, но могут не удовлетворить спрос со стороны растущего парка электромобилей, и особенно грузовиков, на которые приходится более 25% выбросов парниковых газов от европейского автотранспорта (в совокупности он производит пятую часть всех выбросов блока).

Компания BP, которая планирует к 2030 году развернуть более 100 тысяч зарядных станций для легковых и грузовых автомобилей по всему миру, заявила, что только в Германии ей приходится иметь дело с примерно 800 электросетевыми компаниями. И многие из них имеют индивидуальные требования, которые могут существенно замедлить прогресс, сказал вице-президент BP Pulse Europe Стефан ван Добшуец. И это не считая других видов разрешений, касающихся шума и археологии.

Существует очевидная необходимость в большей стандартизации требований к зарядным узлам, отмечают представители отрасли.