Наша адвокатская коллегия — своего рода барометр, с высокой точностью определяющий общие настроения и тенденции в отношении планов на репатриацию у москвичей, имеющих еврейские корни.
В обычное время нет никаких скачков в графике обращений, но если уж что-то происходит, то мы замечаем это сразу.
Последний раз резкий взлет числа обращений был в 2014 году, после «Крым наш». Тогда количество заявок увеличилось в моменте в 11 раз.
В феврале — марте 2022 года мы наблюдали взрывной рост, в некоторые дни — в 25 раз. И нужно отметить, что изменилось не только количество обращений, изменился и сам социальный срез потенциальных репатриантов: планы на переезд в Израиль выказывает не только «первая тысяча Forbes», но и те, кого принято считать верхней частью среднего класса — айтишники, бизнесмены, ученые, врачи, инженеры, вообще специалисты высокого класса в разных областях. Много заявок и от людей из мира искусства, культуры.
Другим стал и характер обращений: добрая половина касается не только получения израильского гражданства, но и спасения средств. Однако это уже отдельная тема.
Сравнивать происходящее сегодня надо с тем, как все было в недалеком прошлом. Так что начнем с экскурса в историю.
Процесс в Израиле в обход консульства в России называется «смена статуса с „туриста“ на „репатрианта“». К этой процедуре израильские органы — и МВД, и «Натив» — всегда относились как к падчерице Золушке. Сначала вам нужно было дождаться очереди в МВД в городе, где вы поселились. В МВД от вас могли потребовать предъявить договор аренды на год — чиновников не интересовало, что без гражданства вам тупо никто не хотел сдавать квартиру на долгий срок. Очереди на первый визит в МВД можно было ждать и месяц, и два, и три, и дольше. Если вы нравились чиновнику МВД, то вам на этой встрече только выдавали анкету для «штаба консульства» (консульство по репатриации называется «Натив»). Ее вы должны были отправить почтой и ждать, пока ее компьютеризируют и вас пригласят на интервью. Ждать можно было месяц, полтора, два — как повезет. Даже если с «еврейскими» документами у вас было все хорошо и вы с первого раза «сдавали экзамен» в «Нативе», вам снова нужно было ждать очереди в МВД — месяц, или два, или три, или дольше. И все это время у вас не было ни медицинской страховки, ни права на работу. А если вы не знали о том, что каждые три месяца вам надо продлевать вашу туристическую визу, то вас банально могли депортировать.
Теперь прямо по прилете к желающим репатриироваться вызывают консула «Натива», который дежурит в аэропорту, и тот при необходимости проводит первичную проверку документов.
Затем начинается собственно процесс получения гражданства. Чтобы заявители не метались много месяцев между МВД, «Нативом», опять МВД, Министерством абсорбции, эти организации открыли пункты по всему Израилю, в каждом из которых можно начать процедуру смены статуса с «туриста» на «репатрианта». Да, конечно, процесс по-прежнему не очень прост, но занимает уже недели, а не месяцы.