История Право

Пластиковый фашизм — где грань между историей и агитацией

8 1312

Является ли пластиковый солдатик в форме СС пропагандой нацизма? С легкой руки газетчиков этот вопрос сейчас обсуждается на самых разных уровнях нашего общества. Следственный комитет проводит обыски, а столичная прокуратура уже возбудила уголовное дело по факту продажи этих игрушек в «Детском мире» по 282 статье, усмотрев в нем возбуждение ненависти к ветеранам Великой Отечественной войны.

Такие модельки продавались в «Детском мире» еще до реконструкции, да и проблемы найти их в столице в последние годы не было. В трехстах метрах от того самого здания на Лубянке в самом центре Москвы спокойно продаются оловянные солдатики войск СС. Примечательно, что акцент именно на солдатиках сделали СМИ, хотя главным поводом для возмущения стали бюсты приспешников Гитлера, таких как Отто Скорцени.

Инцидент в ЦДМ никак не связан с продажей сборных моделей немецкой армии, а связан с бюстами нацистских лидеров, выполненных с использованием запрещенной символики. Мы не имеем никакого отношения к такого рода продукции, но думаю, что ей интересуются коллекционеры и любители истории,  пояснил «Ридусу» заместитель генерального директора компании «Звезда», занимающейся производством стендовых моделей техники и солдат Артем Радин. 1

Демонстрация атрибутики и пропаганда нацизма в России действительно находятся под запретом. Дискуссия же разгорелась о том, где проходит грань между историей и агитацией.

Фальсификация истории происходит не только в книгах и высказываниях политиков. Она случается и на бытовом уровне, на уровне, в том числе фотографий и «детских игрушек». В главной детском магазине страны продавались бюсты нацистских преступников с детализацией нацистской атрибутики. Это категорически недопустимо и с точки зрения закона, и с морально-этической точки зрения,  заявил журналистам
Руководитель департамента информационной политики Российского военно-исторического общества, кандидат исторических наук Владислав Кононов.

Эксперт пояснил «Ридусу», что одной из причин массового помешательства немцев в 30-х годах стала нацистская эстетика. Красивая форма была ее неотъемлемой частью. Нельзя забывать, что эта «красота» стоила одному только Советскому Союзу 27 миллионов жизней.


© John Morgan/flickr.com (CC BY ND 2.0)

Историк и издатель Григорий Пернавский не считает, что изготовление стендовых моделей является образцом нацистской пропаганды. Солдатики, техника и бюсты не детские товары для игр, а предмет коллекционирования.

В России люди, которые занимаются стендовым моделизмом, (даже если они делают каких-нибудь штандартенфюреров СС) это патриотическая прослойка грамотных людей. Для того, чтобы строить модели, им приходится изучать очень много исторической литературы. Я не встречал еще ни разу в этой среде носителей нацистской или фашистской идеологии, говорит историк Григорий Пернавский

Историк уверен, что продавцы в «Детском мире» не преследовали пропагандистских целей. Возникшая же шумиха может привести к запретительным мерам, которые переведут стендовый моделизм в подполье. А это мы уже проходили в советские времена c книгами: в результате в девяностых полки книжных магазинов оказались завалены ревизионистской литературой. Эксперт опасается, что в сфере стендового моделизма может произойти то же самое.


© davidd/flickr.com (CC BY ND 2.0)

Историк и публицист Армен Гаспарян с мнением господина Пернавского не согласен. По его словам, уход в подполье невозможен, потому что в России сообщество коллекционеров военно-исторической миниатюры представляет собой довольно узкий круг людей. Свои коллекции, способные украсить любую мировую тематическую выставку, они не показывают в нашей стране именно из боязни быть превратно понятыми.

Недопустима продажа подобных изделий в «Детском мире». Во всем мире существует практика продажи таких моделей в специальных магазинах. Вы не купите это в привокзальной лавке или в обычном супермаркете. Это товар совершенно другого уровня, говорит историк Армен Гаспарян.

В компании «Звезда» отмечают, что от такого ограничения могут пострадать в первую очередь научные, исторические и образовательные сообщества.

Уже сегодня мы видим, что не все в нашей стране могу различить использование запретной символики и пропаганду нацизма от того, что является историческими материалами, говорит замдиректора компании «Звезда» Артем Радин.

Понятно, что с фильмами про Штрилица никто у нас бороться не будет, как зубоскалят сейчас в соцсетях. Но есть ведь еще и реконструкторы, не просто собирающие солдатиков, а надевающие форму СС со всеми сопутствующими атрибутами. В России больше тысячи человек занимаются воссозданием войск Германии времен Второй мировой войны. В подавляющем большинстве они также реконструируют униформу советских войск и других исторических периодов, участвуя в реконструкции с обеих сторон, — энтузиасты отрабатывающие отдельный исторический период только с одной стороны в меньшинстве.

Единственная пропаганда, которую ведут реконструкторы, это пропаганда победы советского народа в этой ужасной войне. Не секрет, что в России есть неонацистские сообщества, которые используют такую символику для совершенно иной пропаганды, вот с ними надо бороться. А людей, которые занимаются сохранением памяти поколений, примешивать к ним — это мракобесие,  рассказал «Ридусу»
руководитель центра военно-исторической реконструкции «Гарнизон А»
Тимур Черепнин.

В прошлом году в Туле попробовали показать сражение советских войск с фашистами без использования немецкой униформы и знаков отличия. Получилось, что красноармейцы воевали с непонятными людьми в форме охранников из супермаркета с черно-красными флагами. А это, по мнению Тимура Черепнина, принижает значимость подвига наших предков, победивших сильного противника, который наступал и раз за разом одерживал верх. Смысл реконструкции в показе исторической правды, а не костюмированного представления, где условное добро побеждает над условным злом, указывает реконструктор.

Я воспринимаю этот случай с моделями, как вишенку на торте. В издательском бизнесе мы уже давно очень серьезно думаем, прежде чем что-то издать. Очень многие книги не видят свет из-за того, что кто-то не очень грамотный в исторических вопросах и не понимающий все значение этой литературы может принять по этим книгам неправильное решение, что повлечет неприятности для тех, кто эти книги издает,  говорит историк Григорий Пернавский.


© John Morgan/flickr.com (CC BY ND 2.0)

По его словам, большое количество литературы, которое в России надо издавать, чтобы люди понимали, что такое фашизм и нацизм, находится под запретом. Так произошло с дневниками Геббельса, рассказывающих о последних днях жизни рейхсминистра народного просвещения и пропаганды. В Германии, где нацизм преследуется самым жестким образом, весь Геббельс издан с обширными академическими комментариями. В России же в список экстремистской литературы попал сборник документов «Фашизм и русская эмиграция». Под вопросом издание дневников одного из идеологов НСДАП Альфреда Розенберга, которые предоставляет музей Холокоста в Нью-Йорке. Записи сопровождают большие комментарии, которые «всю писанину Розенберга сводят на нет», отмечает Пернавский.

Мы год наблюдаем за вакханалией на Украине. При этом в наших магазинах невозможно найти серьезных изданий, которые бы объясняли, что такое идеология Организации украинских националистов, что такое ОУН-УПА. Классический пример: в прошлом году фонд «Историческая память» выпускает абсолютно научную монографию, посвященную идеологии ОУН. Она носит название знаменитой оуновской листовки «Ни кацапа, ни жида, ни ляха». Тут же начались возгласы о том, что книгу надо изъять из продажи, потому что она кого-то оскорбляет. Если мы не хотим узнавать детали своего прошлого, можем ли мы удивляться тому прискорбному обстоятельству, что памятник в Хатыни вдруг становится фигуркой на торте? говорит историк Армен Гаспарян.


Ветераны Украинской повстанческой армии (УПА) © Александр Мазуркевич/РИА Новости

В Смоленске осудили журналистку Полину Данилевич, выложившую в соцсеть фотографию своего двора во время немецкой оккупации. Суд признал ее виновной в демонстрации нацистской атрибутики, поскольку на снимке был флаг со свастикой. Сейчас в том же Смоленске проходит фотовыставка «Помни, мир спас советский солдат», где также встречается свастика. Ее закрывать не собираются, но и оправданием в деле Данилевич этот факт не стал.

У нас людей привлекают по низкопробным экспертным заключениям к уголовной ответственности. Зачастую экспертизы проводятся в неспециализированных экспертных учреждениях. Их доверяют людям, не имеющим научных трудов по данной теме, которые не владеют полным объемом информации. Бороться с этой порочной практикой можно только путем привлечения к этой проблеме общественного внимания, рассказала «Ридусу» столичный адвокат, сопредседатель Первого русского правозащитного центра (ПРПЦ) Оксана Михалкина..

Григорий Пернавский предлагает пойти дальше и полностью переписать закон, который сейчас «прописан неконкретно и дает возможность для импровизации каждому отдельно взятому человеку, связанному с исполнением закона». По его словам, к написанию нового закона надо привлечь высококлассных историков и четко прописать все возможные варианты. Тогда закон будет работать. В нынешнем виде перегибы неизбежны.