Плата за воздух
Минтранс РФ подготовил проект постановления правительства, согласно которому всем владельцам большегрузных автомобилей придется платить специальный тариф за каждый километр пройденного пути по федеральным дорогам.
Согласно документу, система будет работать следующим образом. Сначала правительство создает оператора системы взимания платы - госучреждение, которое, скорее всего, будет подконтрольно одной из структур минтранса. Оператор бесплатно оснастит большегрузы специальными бортовыми устройствами, определяющими маршрут через спутниковую навигацию ГЛОНАСС и рассчитывающими плату с автомобиля в счет возмещения вреда дорожному полотну. После этого владельцы автомобилей регистрируются в системе оператора и заводят лицевой счет, с которого в автоматическом режиме списываются средства за пройденное расстояние. Без регистрации в системе большегрузы не смогут осуществлять перевозки.
Кому выгодно введение дорожной платы для грузовиков?
Несколько месяцев назад глава РЖД В. Якунин выступил с предложением создать равные условия конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта, введя в том числе плату за использование автомобильных дорог. «Мы настаиваем на том, что для того, чтобы эта конкуренция была справедливой, и если клиенты железных дорог платят в оплате услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта», – сказал Якунин на совещании Федеральной службы по тарифам.
Тарифы РЖД на грузовые перевозки постоянно растут. Рост обосновывается необходимостью финансировать инвестиционную программу. Но большинство затрат в этой программе РЖД связаны с пассажирскими перевозками (скоростные дороги, Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, саммит АТЭС), а никак не с грузовыми, для которых обосновывается рост тарифов. Многие крупные страны (США, Канада, Китай) уже имеют более низкие тарифы на грузовые перевозки, чем РЖД. В США, несмотря на низкие тарифы ЖД, 70% по стоимости и 60% по тоннажу перевозят грузовые автомобили, так как оперативность компенсирует разницу в затратах. В Германии тарифы на ЖД перевозки вдвое выше, чем в РФ, в результате 2/3 грузооборота – автотранспорт, и только 1/6 – железная дорога.
Как отразится на бизнесе ввод высокой дорожной платы для грузовиков?
Предлагаемая дорожная плата (для грузовиков полной массой свыше 12 тонн) ведёт к росту затрат на перевозки на автомобилях с колесной формулой 6х4. Дорожные платежи могут стимулировать замену части тягачей на а/м полной массой до 12 тонн. В этом случае на замену 1-го тягача потребуются 4 автомобиля.
Тариф тягача (грузоподъемностью 5-7 тонн) 18,55 руб./км с НДС, 2011 г. На 4 а/м до 12 тонн суммарный тариф составит 74,2 рубля с НДС.
Тариф грузоперевозок фурой - 30 руб/км с НДС. Расход топлива у магистральных тягачей - 30 л/100 км.
Результатом замены перевозок магистральными тягачами будут:
• удорожание перевозок ~2,47 раза;
• увеличение расхода топлива и выбросов в 2,9 раза (88л/30л);
• снижение производительности труда в перевозках в 4 раза;
• из-за дефицита водителей вырастет их зарплата;
• рост трафика в полтора раза;
• транспортная составляющая в ценах товаров и услуг вырастет в 2,5 раза, и многие предприятия будут иметь проблемы в плане конкурентоспособности.
Почти половина (46%) владельцев тяжелых грузовиков в РФ – небольшие частные предприятия. Существенное повышение дорожной платы сделает их неконкурентоспособными.
Ввод высокой дорожной платы для грузовиков в условиях, когда логистические затраты бизнеса в РФ самые высокие в мире, ведёт к полной потере конкурентоспособности российским бизнесом в целом.
Если будет введена дорожная плата для грузовиков полной массой свыше 12 тонн (т.е. с нагрузкой на мост свыше 8 тонн), то для сокращения потерь бизнеса надо изменить регламенты, например, разрешить многоосные транспортные средства с низкой нагрузкой на ось. Так поступают страны, в которых доминируют дороги со слабым покрытием. Например, в США дорожный самосвал может иметь пять-шесть осей, половина которых используется только на шоссе. Это позволяет и производительность транспорта сохранить, и нагрузку на дороги уменьшить, и трафик не перегружать, и родной автопром от конкурентов защитить. Ввод высокой дорожной платы для тяжелых грузовиков – это нагревание воды в закрытом котле. Или пар надо выпускать, или греть прекратить.