Несмотря на то, что с начала 2019 года прошло всего три месяца, вышло уже немало отличных альбомов, выпущенных русскими артистами.
Канал «По фактам» вместе с «Ридусом» подводит предварительные итоги года, отобрав 12 лучших отечественных релизов.
Одни из самых многообещающих новичков за последнее время Настя и Маруся из Сестер выпустили второй EP, оправдывающий все ожидания. На нем можно обнаружить текучие песни с многослойнойным звуком в духе Джеймса Блейка и FKA Twigs, но при этом со своим «лицом».
Получается у «Сестер» намного органичнее и талантливее, чем у многих коллег по российской сцене, тоже пытающихся в арт-R&B. При этом песни дуэта выгодно отличаются и от однообразного заторможенного R&B с трэп-битами, который в 2019 году уже невозможно слушать. А от «Сестер» ждем наконец полноценный альбом.
Matrang, «DA»
На «DA» артист продолжает развивать идеи вышедшего полгода назад дебютника «ЭЙА». Это все та же стильная, эрудированная и подернутая ностальгическим туманом музыка, обязанная своим появлением русскому мистическому попу 90-х годов.
Например, в треке «Камень» у Матранга появляются интонации молодого Макса Фадеева, в «Луной» — Кирилла Андреева («качка» из Иванушек), а в «Знаешь как» — и вовсе какого-нибудь страдающего барда Олега Митяева. При этом ностальгия Матранга совершенно не является навязчивой, а знание первоисточников совершенно не обязательно для того, чтобы по-настоящему влюбиться в эти полные меланхолии песни. Матранг — чего уж там, один из самых симпатичных представителей новой волны русской поп-музыки.
Тальник, «Пыль летит долго»
Дуэт Тальник наконец вернулся к условно-песенной форме, выпустив альбом «Пыль летит долго» всего спустя месяц после «Райских ваз», на котором были абстрактные бессловесные треки, к каждому из которых прилагалось изображение вазы. В каком-то смысле «Пыль летит долго» можно назвать продолжением полюбившегося многим «Музыкайфа» двухлетней давности, но не все так просто. Музыку дуэта вообще невозможно сейчас каким-либо образом каталогизировать.
В загадочных песнях Тальника появилось еще больше странностей, пустот и тревожной тишины, звенящей, словно на минном поле. Нечто подобное делали Hype Williams, а затем Дин Блант и Инга Коупленд по-одиночке. Есть на альбоме «Пыль летит долго» и радикальные манипуляции с вокалом в духе Amnesia Scanner (см. «Менуэт»). Это очень «укуренная» и в хорошем смысле неправильная музыка — и при этом очень русская. Как и на «Музыкайфе», здесь есть мелодии, словно услышанные 20 лет назад, а затем приснившиеся во сне, однако теперь этот сон все больше начинает походить на коматозный. Это отечественная эстрадная поп-музыка 90-х годов, оказавшаяся никому не нужной на свалке потерянного времени, сгнившая, покрывшаяся ржавчиной и полуразложившаяся.
Loqiemean, «Сожги этот альбом»
Влияние саунда Скриптонита на «Сожги этот альбом» сложно переоценить — здесь тот же вязкий, животный грув, та же музыкальная незашоренность и продюсерская изощренность (как и Адиль, Роман Худяков сам пишет биты), и та же любовь к большим формам.
Длительность альбома одновременно впечатляет и пугает — всего 21 трек, однако Локимин ни на минуту не дает слушателю заскучать. Даже в рамках одного и того трека здесь происходит столько событий, сколько у иных рэперов не случается и на протяжении всего альбома.
Слушая начало песни Локимина никогда невозможно предугадать, как она закончится. Он постоянно ломает структуру своих треков, делая их совершенно непредсказуемыми — здесь трэп то переходит в русский рок, то мутирует в какой-то пародийный бростеп или хмурый заторможенный хаус. Loqiemean выпустил прорывной и однозначно свой самый сильный релиз за все время — и, возможно, лучшую хип-хоп пластинку этого года на русском языке.
Петля Пристрастия, «Гул»
СМИ уже назвали новый альбом Петли Пристрастия пластинкой, которая делает русский рок снова великим, и с этим сложно поспорить. Пожалуй, за всю 10-летнюю историю белорусская группа еще не выдавала песен такой силы и красоты. В музыкальном плане Петля пристрастия сейчас напоминает Interpol времен расцвета — на «Гуле» царит та же атмосфера обреченности и высокой трагедии. В то же время злободневные тексты белорусской группы как нельзя доходчивее и точнее живописуют безысходность постсоветской реальности. «Гул» — это прежде всего очень нужная пластинка в общечеловеческом смысле, которая поможет многим пережить 2019 год и в буквальном смысле утешит, несмотря на пессимистичный взгляд на мир ее авторов.
Boulevard Depo, «Stay Ugly»
Boulevard Depo в прошлом году уверенно застолбил место среди героев современной сцены, поднявшись из андеграунда. Свежий EP «Stay Ugly» — это новая порция мрачного, качественного звука и игры смыслов от состоявшегося артиста. «Я кладу слова слоями, экспертиза не врубается», — монотонно зачитывает Артем на «No flag», как бы напоминая, что нынешнее время «ставит свою пробу», как говорили классики. Название альбома само по себе символично: Артём остаётся верен себе и не стремится понравиться массам. Тем и прекрасен материал. «Будто всем им должен», — такой рефрен лучше всего доносит позицию рэпера.
Mustelide, «Ginseng Woman»
На лейбле Ивана Дорна «Мастерская» вышла одна из самых умных русскоязычных поп-записей последних несколько лет «Ginseng Woman» белорусской певицы и продюсера Mustelide, сконструировавшей ее исключительно из семплов сломанных инструментов. Обычно подобного рода концепты на поверку оказываются намного интереснее, чем, собственно, получившаяся музыка. Один из последних подобных примеров — вышедший накануне «Plastic Anniversary» от культовых электронщиков Matmos, записавших альбом с помощью звуков различных пластиковых объектов — мусорных пакетов, грудных имплантов, пленки с пупырышками и так далее. Но Наталья Куницкая, скрывающаяся под псевдонимом Mustelide, умудрилась собрать жутковатые семплы неисправных виолончелей, арф, труб, саксофонов, флейт и скрипок в доходчивые и бойкие поп-песни о сильных женщинах, свободе и творчестве. И для того, чтобы все эти треки зацепили, слушателю вовсе необязательно знать о концепте.
Archanga, «Лучик внимания (Детские песни»
Если первые четыре композиции на альбоме Арчанги продолжают линию «Сигмачей» с ее русскими народными фолк-мотивами, то в последующих треках музыкант уже работает со старой психоделической музыкой, конструируя на основе семплов из нее биты удивительной красоты. Послушайте хотя бы «Прагмантик» с пронзительной флейтой — очевидным образом, это один из лучших треков на альбоме, как и, например, «Гонит ветер облака» с роскошными струнными.
Альбом имеет подзаголовок «Детские песни», и это в действительно в определенной мере так — его можно без опасения ставить самым маленьким. Безхитростный месседж «Лучика внимания» диаметрально противоположен тому, о чем читают юные фрешмены, воспевающих секс, наркотики и статусное потребление.
В текстах Арчанги нет ненормативной лексики и они действительно доступны даже ребенку. В них нет типичной для рэпа мизогинии — напротив, исполнитель воспевает противоположный пол в треке «Женщина». Арчанга постоянно читает словно от лица сыплющего пословицами и народными мудростями оптимистичного фрика, чудака-сектанта от родной почвы, который временами даже может не попадать в бит. Именно эта интонация и превращает на первый взгляд необязательные песни в настоящее произведение искусства, и сравнить Арчангу совершенно не с кем — это единичное явление на отечественной хип-хоп сцене, чем он и ценен.
Слушать «Лучик внимания (Детские песни)»
Face, «Slime»
Фейс явно сделал выводы после политического и не очень удачного альбома «Пути неисповедимы», решив вернуться к основам. Но уже без «бургеров» и очков от «Гуччи». Звук стал куда разнообразней, и, хочется верить, это переходный альбом на пути к новому образу.
Vtgnike, «Steals»
Один из самых интересных российских электронных музыкантов 10-х годов Vtgnike, отсидевший срок за распространение наркотиков, выпустил на лейбле Николаса Жаара Other People уже второй альбом Steals — и здесь уже практически ничего не осталось от футворка, с которого он начинал. Теперь музыкант делает отъехавшую деконструированную электронику, которая продолжает идеи Actress и Дина Бланта, при этом по-прежнему очень самобытную и детально проработанную.
Basic Boy, «Superworld»
Калейдоскопический поп-альбом «Superworld» от Basic Boy — еще одно доказательство того, что за уфимской сценой стоит пристально следить. Здесь и отсылки к R&B нулевых годов на «Что прячется в глазах», и восьмидесятническое электро «Когда вечеринка закончится», и эпическая баллада «Атомное сердце», и трэп-бэнгер «Тони Хоук», и поп-хаус «Пульс». Главное на «Superworld» — грув и общая атмосфера праздника, с мелодиями у артиста пока все не так хорошо. Среди достоинств альбома также хочется отметить невероятно человечные тексты молодого человека, пытающегося взаимодействовать со внешним миром и рефлексировать по этому поводу. Поп-музыка здорового человека.
SP4K, «Аутсайдер»
Продюсер SP4K (произносится как «супчик») уже успел поработать над альбомами таких рэперов и R&B-исполнителей, как Boulevard Depo, Thomas Mraz и OFFMi. Сам музыкант в числе своих любимых коллективов называет Radiohead, Sigur Ros и Animal Collective, однако песни на «Аутсайдере» имеют мало общего с этими артистами — это расслабленный и довольно легкомысленный хаус про девочку в платье Fred Perry и фестиваль «Боль» на душе. Кстати, это первый релиз SP4K, на котором он поет.