Настала пора подводить музыкальные итоги года — представляем первую часть 30 лучших русских альбомов 2018 года. Именно эти релизы мы переслушивали в течение годы чаще всего — и будем продолжать в будущем. И вам тоже крайне советуем.
30. Поехали — Смерть вампира
Группа «Поехали», состоящая из музыкантов Poko Cox и Alien Delon и клипмейкера Валдиса Белых, явно вдохновлялась перфомансами раннего «Аукциона», «Звуков Му» и НОМа.
Команда виртуозно заигрывает с позднесоветской эстетикой, поразительно точно ее воспроизводя в своем творчестве. Конечно же, «Поехали» — это пока скорее не про музыку, а про хеппенинги на концертах, ну так и «Аукцион» не сразу начал записывать великие альбомы. «Поехали» располагают к себе отсутствием претенциозности, а их песни и клипы действительно очень здорово сделаны. В чем команде не откажешь — при прослушивании их абсурдных песен про вампиров и зарплату точно не заскучаешь.
29. Алмо — Ферст
На дебютном альбоме Алмо не услышать привычных фрешменских понтов и скачанных за три копейки трэп-битов. Вместо этого житель Обнинска предлагает стильную электронику с влиянием 2step и UK garage и абсурдистские тексты. Алмо умудряется делать легкую и позитивную музыку, которая при этом не вызывает рвотных позывов. «Моя панелька это крепость, и я был в ней вурдалаком», — читает Алмо, уверяя, что ему завидуют жители Сиэтла и восклицая «Как здесь красиво!». На протяжении всего альбома Алмо дает понять, что слишком серьезно не относится к своему творчеству — и на фоне иных зверино серьезных фрешменов его самоирония подкупает. В конце концов, читать о панельках так, чтобы слушателю не хотелось повеситься от безысходности бытия — нужен особый талант.
28. Somerset — Химиотерапия
Группа Somerset выпустила в этом году полноценный альбом «Химиотерапия» с мечтательным и ностальгическим синти-попом. Особенно хочется выделить «Уловки» и «Бродвей» с их трогательной атмосферой провинциальных клубов и пустых ночных улиц, по которым ты будто когда-то гулял в детстве. Ну и когда вы еще до этого слышали калмыцкий (!) синти-поп?
27. Луна — Заколдованные сны/YOURA — PREDICTOR
Запись «Заколдованных снов» для Луны, судя по всему, была способом разобраться в себе и справиться с травмой после ухода от «Злого Юры» Бардаша. Это все тот же ненавязчиво ностальгический и обманчиво дилетантский поп родом из 90-х. На новом альбоме Луны появились новшества, а именно живые инструменты — электрогитара и бас, благодаря чему песни Кристины напоминают не только российскую эстраду 90-х, но и нуарное итало-диско от Chromatics, а то и вовсе The Cure и Виктора Цоя (как, например, в сингле «Спящая красавица»). Да, здесь не так много въедающихся в память песен, как на дебютнике Луны «Магниты» двухлетней давности, который из 2018 года воспринимается уже как настоящий сборник хитов. Но это уже и не одна и та же растянутая на весь альбом песня, как это было на «Острове свободы». К счастью, Луне и ее новому продюсеру (и бойфренду) Волощуку все же удалось доказать, что жизнь после Бардаша есть.
Впрочем, сам Бардаш тоже не сидит без дела. Окончательно развалив «Грибы», оправившись от разрыва с женой и скандалов в фейсбуке, он выпустил EP под псевдонимом YOURA, в котором воспевает нелегкий труд рабочих коксохимического завода, диссит Волощука после конфликта из-за Луны («Вчера другом был, а сегодня провел болевой»), а также цитирует Massive Attack (панч «а я, I against I» мы забудем нескоро). Напускной гоп-стиль «Грибов» казался колючей, но модной оберткой, в которую завернут продюсерский проект человека, стоявшего за «Quest Pistols», Луной и «Нервами».
Однако при прослушивании «Predictor» ты ловишь себя на мысли, что Бардаш будто бы добровольно заперся в темном подвале, откуда выпускает злые треки о мрачной жизни киевских окраин. Минус в материале лишь один: влияние Death Grips на нового, злого Юру ощущается слишком сильно.
26. Маша Хима — Сборник любовных диссов
Cамая честная и искренняя исполнительница русского рэпа взяла и рассказала о том любовных страданиях простой девушке. В отсутствие дерзкой подруги Мози Монтаны Маша поет песни сентиментальные, полные внутренних переживаний и нервных заламываний рук. Во многих эпизодах она даже напоминает певицу Катю Павлову из группы «Обе Две», которая тоже отыгрывала роль временами порывистой, живой и искренней девушки, любящей секс. Символично, что завершает «сборник диссов» песня под гитару для ее маленькой дочки — тем самым Маша как бы намекает слушателю, что интриги и ненависть остались за окном, а героиня баттлов Маша Хима качает колыбель и меньше всего хочет писать новые диссы.
25. Diego — Marble
Вышедший на популярном в узких кругах калифорнийском лейбле Not Not Fun альбом Антона Глебова состоит из полевых записей, сделанных во время его путешествия по Грузии, на которые музыкант уже в Петербурге наложил акустические инструменты и синтезаторы.
Фолк и джаз на «Marble» мутирует в эмбиент и наоборот, в результате чего получается сюрреалистическая и свободная от каких-либо жанровых рамок музыка, у которой, к тому же, есть потенциал стать растащенной на семплы битмейкерами.
24. Краснознамённая дивизия имени моей бабушки — УВЫ
На своем четвертом альбоме КДИМБ словно прощаются со своим прошлым — и своим слушателем. Герои песен группы неожиданно взрослеют и начинают смотреть на мир совершенно другими глазами, а сказку вытесняет недружелюбная реальность, от которой уже невозможно убежать.
Вместо того, чтобы дарить утешение, теперь этот инди-оркестр предпочитает быть душераздирующе честным со слушателем. Есть большие подозрения, что это последний альбом ансамбля — и откланиваются музыканты мечтательным треком «Последнее лето детства», будто бы обнимая на прощание всех тех взрослых детей из «Армии Ларисы» и отправляя их «с пустой головой в пустой кабинет».
23. ЛАВА — Фаталити
В последнее время появилось множество псевдорейверов типа GSPD, пытающихся оседлать волну ностальгии по 90-м — и чаще всего делающих очень плохую музыку. К счастью, теперь у нас есть трио ЛАВА. Корни группы очевидны — это ранее считавшиеся стыдноватыми вокальный транс и евродэнс, которые в 90-е часто крутили на культовой «Станции 106,8 FM». Холодная и возвышенная музыка группы вызывает в памяти многие российские поп-феномены того времени — певицу Лику Стар, Органическую Леди или ранних Блестящих. Пожалуй, еще никто из наших музыкантов так дотошно и со знанием дела не реконструировал звучание русской танцевальной музыки 90-х.
22. Деревянные киты — Под воду
Лучшее, что подарил миру лейбл одиозного Александра Ионова — это вовсе не Гречка и не «Ритуальные услуги», а группа из Мурманска «Деревянные киты». В отличие от коллег по лейблу, их музыка не звучит нарочито дилетантски и не нацелена сугубо на подростков.
Мини-альбом «Под воду» — это размашистый шугейз с впечатляющим звуком и пронзительными мелодиями, будто бы позаимствованными из советских фильмов 60-х годов. Время от времени просто дух захватывает от такой красоты.
21. GONE. Fludd — Суперчуитс
Фладд не зря любит карамель «чупа-чупс» — его музыка действительно сладкая до приторности, и даже под угрозой развития диабета от нее невозможно оторваться.
Вместо того, чтобы заимствовать слова из лексикона западных рэперов, как это делают его многие коллеги по российской сцене, Фладд изобретает собственный новояз, которым уже начали пользоваться в соцсетях далеко не только одни его поклонники. При этом фирменные словечки вроде «чуитс» и «все швепс» соседствуют на альбоме с огромным количеством завуалированных упоминаний запрещенных веществ, за что Фладд поплатился — он оказался в числе рэперов, чьи концерты последнее время постоянно пытались сорвать правоохранительные органы.
Материал на «Суперчуитс» подкупает разнообразием, изобретательностью и тем, что ни к чему не обязывает слушателя — лирический герой не кричит в уши политманифесты, не эксплуатирует тему психических расстройств и не выдает концептуальный альбом с претензией на высоколобость. Gone. Fludd просто заявляет, что хочет Грэмми и, прыгнув в убер-бимер, уезжает роллить подальше от взрослых ушей.
Продолжение следует…