Музыка

По фактам: 30 лучших русских альбомов 2018 года — вторая десятка

2 9532

Канал «По фактам» и «Ридус» продолжают подводить музыкальные итоги года — на очереди вторая десятка 30 лучших русских альбомов 2018 года. Ранее, напомним, уже выходила последняя десятка из тридцати лучших.

Интурист, Thrill Pill, «Кровосток», Хадн Дадн и «Пошлая Молли» здесь с трудом уживаются друг с другом, как и редакторы «По фактам» — тем представительнее список.

Завтра финал — десятка лучших в уходящем году.

20. Thrill Pill — Fuelle noir

Thrill Pill, Face и Lizer еще пару лет назад были членами творческого объединения «Закат 99.1». Сейчас каждый из них смог стать феноменом в молодежной среде, научившись писать одновременно цепляющие бэнгеры и мелодраматичные песни для девочек. Настроение песен на «Fuelle noir» — в диапазоне от агрессивного, как в «Моих людях» с его ураганным флоу и засемплированным гитарным нойзом, до лиричного и сентиментального, как в номере «Боль», посвященного переживаниям влюбленного юноши. Да, если вы старше 17 лет — вам будет сложно полюбить такую музыку, ну так она и не для вас создавалась. Хорошо ли это или нет, но в кои-то веки музыку, популярную среди подростков, в России теперь создают их сверстники, не пытающиеся делать вид, что они взрослее, чем на самом деле — наверное, в этом и кроется главная причина того, почему они так раздражают уже немолодых людей.

19. Интурист — Командировка

Многорукий Евгений Горбунов в рамках проекта Интурист выпустил альбом «Командировка» с абсурдными песнями, отсылающим к творчеству самых диких позднесоветских рок-групп. В отличие от своих прошлых проектов, здесь Горбунов явно делает ставку на интуитивное и импровизационное начала — в музыке Интуриста нет просчитанности тех же NRKTK или ГШ. В своих новых песнях музыкант явно пытается выразить коллективное бессознательное постсоветского человека, будто находясь в состоянии, пограничном между сном и бодрствованием.

18. Матранг — ЭЙА

На дебютном альбоме Матранга присутствует набившая оскомину прямая бочка, которую в российской рэп-среде почему-то стало принято называть хаусом (Оля Бузова тоже хаус, ага), однако Матранг отличается большинства своих коллег — и в позитивную сторону. Конечно же, лейбл решает — Матранг, выпустивший свой дебютник на «Газгольдере», может позволить себе гулкий многослойный звук со множеством деталей.

На «ЭЙА» Матранга есть своего рода водная трилогия «Медуза-Акула-Вода», и последний трек, чего уж там, совершенно выдающийся. В сочетании со снятым на него декадентским клипом «Вода» — настоящее произведением искусства, как бы старомодно это не звучало. Это словно обморочный сон человека, переслушавшего в молодости «Иванушек», «Технологию» и «Агату Кристи». Поражает, с какой точностью и любовью воссоздано и деконструировано звучание русской поп-музыки 90-х годов — после этого большинство аналогичных работ-посвящений той эпохе кажутся слишком прямолинейными и топорными.

17. Кровосток — ЧБ

У «Кровостока» по-прежнему отлично получается с фирменным черным юмором рассказывать истории от лица убийц и различных извращенцев, пародируя рэперские клише и понты, причем теперь легендарная группа пробует адаптировать под себя еще и модный «южный» звук. Песни «Кровостока» по-прежнему так же хочется растаскивать на цитаты. Начинавшие исключительно как развлечение для интеллигенции, «Кровосток», как писатель Сорокин, стали группой для всех и каждого — включая тех, кто вообще не выносит рэп в принципе.

16. Лауд — ТанецГолосЗвук 3

Лауд прославились благодаря стильному хаус-рэпу здорового человека, который, в отличие от музыки многих коллег по жанру, действительно звучит как качественный хаус, а не как Оля Бузова. На новом же релизе группа экспериментирует с массой других жанров, смешивая их порой в одном и том же треке, и получая неожиданный и свежо звучащий результат. Ярчайший пример — первый же трек на альбоме «Трехочковый», на котором можно услышать живую перкуссию в духе нью-йоркского диско конца 70-х, ломаные ритмы восьмидесятнического электро и современные трэп-биты с перегруженным басом. Все это сопровождается забористой читкой с кучей эдлибов — под «Трехочковый» просто физически сложно усидеть на стуле и не начать танцевать, как и под «My Life My Rules». В этом треке, записанном с Бульваром Депо, помимо трэпа и электро можно услышать и совсем уж экзотичный для русского рэпа футворк. Пост-рэп, мета-поп — называйте как хотите, но это однозначно одна из наиболее самобытно звучащих русскоязычных рэп-записей этого года.

15. Смоки Мо — День Первый

Один из столпов русского рэпа с успехом смог в 10-е годы освоить актуальный звук и модные приемы в современном хип-хопе, и не стал при этом делать нечто невразумительно-попсовое под прямую бочку. «День первый» — это именно та самая поп-музыка в наилучшем смысле этого слова, изобретательная и богатая на запоминающиеся мелодии. Не только весь альбом, некоторые треки напоминают американские горки — взять хотя бы неожиданные концовки на «Макиавелли» и «Эго говорит я». Эго Моллы достигает на «Дне первом» поистине каньеуэстовских масштабов — рэпер недвусмысленно сравнивает себя с Богом, созидающим этот мир с помощью своих слов и вибраций, которые они производят. Фэны Смоки любят восхищаться его сложными метафорами, неочевидным смыслом его строк и особой атмосферностью песен. Однако на «Дне первом» можно и вообще не обращать особого внимания на то, что читает Смоки — его музыка и без этого производит впечатление. В музыкальном плане опять же напрашиваются сравнения с Канье Уэстом — похожая работа с семплами, эклектичность и настроение одновременно праздника и высокой трагедии.

14. Thomas Mraz — Hangover

Еще один уфимец Thomas Mraz вернулся с новым большим релизом уже в статусе участника Booking Machine. «Hangover» — это оптимистичный и остроумный нео-R&B про секс и беспечную молодость. В чем Мразу по-прежнему не откажешь, так это в умении писать запоминающиеся мелодии. Некоторые песни и вовсе явно претендуют на то, чтобы стать гимнами поколения — например, «Иксо» о интернет-любви и засемплированными звуками из мессенджера Telegram.

13. Хадн Дадн — Тайный альбом

«Тайный альбом» был создан в путешествии по южным городам — им он, собственно, и посвящен (на записи можно найти песни про Нахичевань, Таганрог и т. д.). Вокалистка Варвара Краминова определяет стиль группы хитрым словом «ляоакын» — хотя на самом деле группа вполне вписывается в более привычное определение арт-поп.

Песни Хадн Дадн с затейливыми и обаятельными мелодиями с сильным фолковым привкусом напоминают то раннюю Тори Эмос, а в самые психоделические моменты — культовых Animal Collective. Из всех новичков в российском инди-попе Хадн Дадн, пожалуй, самые талантливые — музыканты умеют рассказывать абсурдные истории и оперировать рожденными на основе эмпирического опыта образами, хотя могли бы кормить слушателя неудобоваримым потоком сознания о своих любовных страданиях, как это сейчас модно.

12. Пошлая Молли — Грустная девчонка с глазами как у собаки

За время, прошедшее с выхода первого альбома, к Кириллу Бледному привязался статус кумира винишек с биполярочкой и нового Курта Кобейна, а строчки разлетелись на цитаты среди подростков. Новый материал создает впечатление, будто он писался наутро после вписки — голова вроде не болит, но чувство помятости после вчерашнего веселья присутствует. Голос звучит чуть тише, тексты чуть менее наглые и напористые, а музыка играет немного фоном. Идеальный саундтрек для поездки домой из бара или клуба (с винишкой под руку) — когда еще весело, но слушать боевики с первого альбома «Пошлой Молли» на всю громкость уже не хочется.

11. Boulevard Depo — Rapp2

Альбом рэпера, который уже давно должен был занять место в первом эшелоне русского рэпа, пропитан стремлением экспериментировать и удивлять.

Музыкант на RAPP2 записывает фиты с самим собой, семплирует Цоя, начинает альбом с outro вместо intro, снимает клипы, в котором он похож скорее на Гарри Поттера, чем на рэпера, и выпускает совместные работы с нашумевшими в этом году Ic3peak, Big Baby Tape, OFFMi и Raumskaya. Бульвар Депо погружает слушателей в собственный ни на что не похожий мир, в котором очертания предметов расплываются из-за густого дыма косяка, а время — замедляет ход.