Настала пора традиционно подводить музыкальные итоги года — критики музыкального издания pofaktam.ru собрали наиболее запомнившиеся нам отечественные релизы, ориентируясь исключительно на свой вкус и не ограничиваясь теми или иными жанровыми рамками.
Представляем первые десять из 30 лучших русскоязычных альбомов 2020 года — здесь О! Марго, Гамаюн, Даша и Сережа, Женя Куковеров и многие другие.
30. «Гамаюн» — «Фильтреализм»
«Фильтреализм», переосмысливающий советские джазовые и прог-роковые традиции — один из самых любопытных электронных релизов, выпущенных российским лейблом «ГОСТ ЗВУК» за продолжительное время. На самом деле джаза в привычном понимании здесь нет — для сюрреалистичного «Фильтрализма» вообще трудно подобрать нужные слова, что всегда хороший признак.
Здесь присутствует типичный для «ГОСТ ЗВУКа» отчужденный и холодный звук, который адаптирован к прогрессивной электронике и синтетическому фьюжну. От эстетики 80-х многие устали, но Гамаюн вдохновляются наиболее неочевидной и малоисследованной музыкой той эпохи — в этом смысле «Фильтрализм» ближе всего к последнему альбому дуэта Interchain «Plenum».
29. Марк Пашаев — «Белъ»
Альбом «Белъ» Марка Пашаева звучит примерно так, будто бы GONE.Fludd не стал взрослеть, наслушался Антоху МС с Арчангой и стал читать про березки, пасеку, малиновое варенье и катание на велике. Это нарочито наивный и мультяшный трэп c семплами из Утесова, авторами которого словно стали герои отечественных сказок. Очень мило и обаятельно, хотя хотелось бы услышать пересведенный вариант.
28. О! Марго — «Плохие слова»
19-летняя инди-поп певица из Екатеринбурга сочиняет невероятно обаятельные и милые песни, отдаленно напоминающие группу «Обе две», но куда более невинные и детские. На альбоме «Все хотят обниматься» есть и гитарные риффы, и хаус-бочка, и душераздирающие баллады — порой это становится слишком cheesy (см. заглавную песню), но много и по-настоящему великих вещей — если вас не тронет «Море за тебя», то у вас, скорее всего, просто нет сердца. У О! Марго определенно есть все предпосылки для того, чтобы стать по-настоящему большой поп-звездой — по крайней мере, в идеальном мире.
27. Весна Весна — «Когда рядом огни»
Группа «Весна Весна» записала удивительной красоты альбом с мелодичнейшим восьмидесятническим дрим-попом — ангельский вокал солистки здесь очень удачно обрамляют гитарные кружева и атмосферные чиллвейвовые синты. Лейбл «Родной звук» в 2020 году выпускал лучший русскоязычный дрим-поп — и хотелось бы, чтобы продолжил это делать и в будущем.
26. V/A — «Citizens»
Уже по обложке с постылым бетонным забором можно догадаться, что под ней нас ждет индустриальное техно — в диапазоне от танцевального боевика ANSV и восьмидесятнического EBM Meshes до шумовых экспериментов Ильи Делира и африканских ритмов Fulvic Acid. Для всех треков сборника характерно многослойное звучание, крайне достоверно эмулирующее атмосферу промзоны. Отличное начало для российского лейбла Dissonance.
25. Леван Горозия — «Рассвет»
Горозия — редкий пример на отечественной хип-хоп сцене красиво взрослеющего рэпера, сохраняющего при этом адекватность. Леван в свои 35 лет выдаёт пусть и слегка наивные, но воодушевляющие тексты, сопровождаемые живыми и теплыми инструменталами. Легкий регги «Не жалей», стильный фанк «Северный ветер», бодрые диско-вещи «Поверь мне» и «Новый герой» с прислэпованным басом и акустическая поп-баллада «Не покидай» как бы намекают, что старый Элван, танцевавший локтями, остался в прошлом, а взрослый Горозия способен приятно удивить музыкальным разнообразием.
24. NWIII — “Снежные травы”
На российском лейбле Fuselab вышел альбом NWIII «Снежные Травы», который, как утверждает авторка, был записан в холодное время года на Камчатке, и минусовые температуры тут действительно чувствуются кожей.
На альбоме можно найти хтонический эмбиент, временами невероятно живописный, так что от него в буквальном смысле захватывает дух. Что-то подобное делали 10 лет назад 4 Позиции Бруно, в иные моменты «Снежные Травы» напоминают саундтреки Эдуарда Артемьева 80-х годов — а что может быть лучшей рекомендацией.
23. Даша и Серёжа — «Волшебство»
Дебютный альбом певицы Даши Шульц и Сергея Parks, Squares And Alleys Хавро. Образцовый дрим-поп по заветам Beach House — но на родном языке всегда чуть лучше. Мелодии запоминаются и подкупают складностью («Океан», «Сейчас», «Неизвестность») тексты — нестыдной святой наивностью («Интроверт»).
Русскоязычного дрим-попа становится все больше, много его вышло и в 2020-м — если выделять квоту на один релиз жанра, то им запросто могло бы оказаться «Волшебство».
22. Женя Куковеров — “Hairy Finger and Invisible Clarinets”
Московский лейбл «Топот», специализирующийся на импровизационной и нойзовой музыке, издал неожиданно доступный релиз «Hairy Finger & Invisible Clarinets» Жени Куковерова, записанный в самом начале апреля буквально за десять дней. Музыкант решил не терять время на самоизоляции и взялся самостоятельно осваивать кларнет, отказавшись от каких-либо туториалов. В результате инструмент здесь звучит, мягко говоря, совсем не по-академически и напоминает скорее русский пастуший рожок — и этот панковский дилетантизм как раз и подкупает. Но главное здесь — наивные и обаятельные мелодии, под которые тянет танцевать.
21. x.y.r. — “Pilgrimage”
На «Pilgrimage» всего два трека продолжительностью по 20 минут, но каждый из них хочется слушать бесконечно. Это медитативный нью-эйджевый трип с флейтами, пением птиц и имитирующей падающие капли воды перкуссией — под такое можно себе нафантазировать что душе угодно.
«Pilgrimage» по атмосфере максимально близко приближается к вэйпорвейву, хотя подход к созданию музыки, конечно же, здесь совершенно другой — и явно гораздо более трудоемкий. Пожалуй, один из самых упоительных релизов Владимира Карпова.