Музыка

По «Фактам»: 30 лучших русских музыкальных альбомов года — финал

0 5006

На протяжении всей недели посленовогодней недели критики издания «По фактам» на страницах «Ридуса» подводили музыкальные итоги года — и наконец добрались до 10 самых главных отечественных альбомов 2021 года. 

Теперь определены наиболее запомнившиеся нам русскоязычные релизы, ориентируясь исключительно на свой вкус и не ограничиваясь теми или иными жанровыми рамками.

Именно эти релизы мы переслушивали в течение года чаще всего — и будем продолжать в будущем.

10. Constantine — «Симпатичен»

Практически идеальный дорно-поп, к созданию которого приложил руку непосредственно сам Иван и его команда. В иные моменты даже не совсем ясно, где на мини-альбоме поет Constantine, а где, собственно, сам Дорн. «Симпатичен» EP — довольно нехитрая, но очень подвижная и прыгучая музыка, под которую практически невозможно устоять на месте. Сопротивляться обаянию этих песен решительно невозможно — здесь и восьмидесятнический неоновый грув, и поп-хаус 90-х, и эстрадные мелодии, моментально застревающие в голове. Тот случай, когда Дорн вполне мог бы исполнить некоторые из этих песен и сам, но почему-то постеснялся.

9. «Сверкай» — «непредвиденное»

О Юлии «Сверкай» уже второй год говорят как о музыкантке «многообещающей», будто пребывающей в шаге от какой-то «большой» работы, после которой её ждет признание, успех и что-то еще (что это значит-то?). Не хотелось бы спорить с тем, что изначально комплиментарно, но если честно, оба последних релиза хороши настолько, что присваивание им статуса каких-то предтечей не оправдано — это же буквально одни из лучших релизов последнего времени на русском языке. Тексты песен не разгадываются и наполовину, при том, что концептуально кажутся ясными полностью; музыка минималистична, но при этом в неё интересно вслушиваться. Любые теги тут наносятся максимально небрежно и приблизительно, а прозвучавшие в пресс-релизах сравнения с Бьорк или Билли Айлиш только отдаляют от цели. Наверное, это можно назвать чувственной музыкой с женским вокалом и западающими мелодиями, добавить что-то про лаконичный бит и синтезаторы. Интересно, что будет дальше — «Сверкай» справедливо предрекают какую-то массовую популярность, и она ей точно будет к лицу.

8. Земфира — «Ах»

В отличие от амбициозного «Бордерлайн» «Ах» был будто бы записан случайно и на коленке, на что указывает и полароидное фото на обложке с гитаристом. Отчасти «Ах» напоминает по звуку преступно недооцененный релиз «Жить в твоей голове», но еще больше — песни Земфиры 20-летней давности. Необязательность и скромность песен на «Ах» про мимолетное любовное увлечение и расставание вызывает куда больший эмоциональний отклик, чем треки с «Бордерлайн» — да и для Земфиры, возьму на себя смелость предположить, это был куда позитивный опыт самотерапии.

7. Namatjira — «Прощальная»

Долгожданный альбом тульско-московской эмо-группы с долгой историей, нишевой популярностью и минимальным для долгих лет существования количеством песен (до выхода релиза). Лидирующий голос принадлежит Никите, известному также по участию в группе «Маяк». Изредка на территорию экстремального вокала заходит Артём из «Зарницы» — и эти инородные для кричащего эмо моменты, конечно, совсем бриллианты. Примерно этим же берут некоторые эмо-группы из 2000-х — Thursday, As Cities Burn, AlexisOnFire были бы куда скучнее, не будь там яркого высокого вокала. Альбом ознаменовал полновесное возвращение важной эмо-группы, выступающей сейчас, например, с карельской MATERIC, ну и стал ещё одной весточкой непрекращающегося эмо-ревайвла (который абсолютно реален).

6. Denderty — «Настоящее»

Новые песни Бурашникова — по сути сеанс психотерапии с самим собой, на котором он прорабатывает травмы, чтобы затем, возможно, попытаться двинуться дальше. Пока же DenDerty и не скрывает своей растерянности, и эта предельная честность с самим собой подкупает. При этом Бурашников пытается сохранить, если можно так выразиться, свою возрастную идентичность — по его песням очень хорошо видно, что человек вырос в 90-е и 00-е годы. Если на предыдущем EP «Иди и смотри» DenDerty, по большому счету, осовременивал «Агату Кристи», то теперь в его в его песнях можно услышать массу влияний — от Hi-Fi, Дельфина и «Тату» до Radiohead.

5. «ЛАВА» — «Doppelgänger x2»

Участники «ЛАВЫ» по-прежнему пишут музыку, переносящую нас в 1998 год на заднее сиденье «девятки», рассекающей родные просторы. На «Doppelgänger x2» вы услышите ровно то, что и ожидали — эпические транс-гимны с преимущественно прямой бочкой, гипнотическими синтезаторными пульсациями и совершенно упоительными мелодиями. Но и сам жанр альбоме — в определенном смысле доппельгангер той самой транс-музыки из 90-х, в котором угадывается что-то неуловимо потустороннее. Если вслушаться, тут даже от всех этих солнечно-ибицевских транс-мотивов порой словно веет ледяным холодом — тем интереснее ощущения.

4. «Петля Пристрастия» — «Не тот человек»

Красиво и мучительно: будто мир прогнил, катастрофы случились, а те, что не случились, неизбежны, и от этого всего настолько безвыходно грустно, что остаётся разве что танцевать. Довольно трудно примерять на себя воззрения Ильи Черепко-Самохвалова (в них не так много места для жизнеутверждения), и выбраться из этого альбома с хорошим настроением — задача невыполнимая. Но если вам как раз не чуждо осознанное самобичевание, то «Не тот человек» может стать подходящим аккомпанементом.

3. Скриптонит — «Свистки и бумажки»

Из нового на «Свистках и бумажках» — прежде всего отношение Скриптонита к собственной музыке. Если раньше для павлодарского рэпера главнее был результат, то теперь — процесс создания музыки. «Ни перстня, ни статуэтки не волнуют меня/Я здесь тупо тренируюсь», — читает Адиль в песне «Жить как я живу». Музыка Скриптонита здесь не кажется столь вылизанной и замороченной (послушайте только элементарнейший бит в «Одно и то же»), как раньше. При этом музыкант еще никогда не выпускал столь стилистически разнообразный и в то же время неровный альбом — здесь и бум-бэп, и 50 Cent середины нулевых со своими друзьями из G-Unit, и приджазованный хип-хоп по следам Мака Миллера.

Если отбросить лежащие на поверхности темы запрещенных веществ и взаимоотношений с противоположным полом, то «Свистки и бумажки» — на самом деле альбом о взрослении, точнее, о понимании, что это понятие само по себе — фикция. «Мне кажется, я всё ещё ребёнок — рамок нет», «Молодость — забор, и на нём слово из трёх букв/Тебе ещё не сказали, но в 30 ты будешь глуп/М-м, так же как сейчас», — читает Скриптонит в «Рамок нет» и «Не прокашляешься» соответственно. Возможно, отсюда и мультяшная обложка в духе коллег-фрешменов, и дуэт с Федуком, и сознательный отказ от перфекционизма. «Детка, нафиг хеппи-энд, лучше хэппи продолжать» — говорит Скриптонит, будто бы предлагая способ того, как преодолеть пресловутый кризис среднего возраста. Рецепт нехитрый, но, не поспоришь, действенный.

2. Kedr Livanskiy — «Liminal Soul»

В жанровом плане это самый непредсказуемый альбом Kedr Livanskiy — тут буквально есть все, от пасмурного брейкбита и дабстепа до ледяного транса с нью-эйджем. Чего здесь нет — так это банальных ходов, зато в достатке — правильной неправильности. Бас-бочка на «Liminal Soul» может вступить лишь во второй половине трека или не появиться вовсе, в этих песнях много пространства и мерзлой пустоты. Новую музыку Яны Кедриной порой хочется поставить в один ряд со странными треками норвежского дуэта Smerz или той же Tirzah.

«Liminal Soul» — самая сильная коллекция песен из всех, которые Kedr Livanskiy выпускала до сих пор (причем именно что песен, инструментальных треков тут — минимум). Про что они? Наверное, про извечную российскую хмурь, пустоту и близость божественного. Про свободу и одиночество как осознанный выбор. Про ненадежность и расставание во имя свободы. Почти каждую песню с «Liminal Soul» хочется немедленно поставить на репит и переслушивать снова и снова, но стоит удержаться — в заданном порядке они раскрываются еще лучше.

1. Муджус — «Melancholium»

Коллажи из обманчиво случайных фраз на «Melancholium» каждый волен интерпретировать по-своему, что идет песням Литвинова только на пользу. Роман и раньше подходил к текстам примерно так же, как к битам хип-хоп продюсер, создающий свои инструменталы из семплов, которые в другом контексте начинают звучать по-новому — но на свежем альбоме Литвинов отточил свое мастерство до новых высот.

«Melancholium» — самый изощренный и плотный в плане звука альбом Муджуса, здесь музыкант демонстрирует все лучшее, чему он научился за последние 10 лет. Помимо привычной для песенных альбомов Литвинова хаус-бочки и цоевской мелодики на альбоме есть и ломаные ритмы с его бессловесных электронных релизов, и даже хип-хоповые биты. Альбом и больно режет по сердцу, и в то же время обнадеживает, словно давая обезболивающее без рецепта. Да, наверное, «Downshifting» был важнее в контексте истории российской поп-музыки, но «Melancholium» кажется еще более насущным и жизненно необходимым альбомом в 2021 году.