Издание о музыке Pofaktam.ru на страницах «Ридуса» продолжает подводить музыкальные итоги года — на очереди еще одна десятка 50 лучших русских альбомов 2019 года. В нее попали такие артисты, как Moa Pillar, Сенечка МС, Союз и многие другие.
30. Moa Pillar — «Well-Balanced Rollback»
На «Well-Balanced Rollback» московский продюсер Moa Pillar довольно радикальным образом меняет звучание. Электронный музыкант отказался от эпических 10-минутных композиций с хорами и длинными вступлениями в пользу более лаконичных треков. «Well-Balanced Rollback» звучит очень хаотично, и в то же время более грубо и примитивно по-сравнению с «Humanity» и «Hymns». Музыкант будто бы швыряет звуки в уши слушателя, которые по дороге теряют свои изначальные характеристики и превращаются в индустриальные шумы.
29. Perila — «Irer Dent»
Создательница онлайн-радиостанции radio. syg. ma Александра Захаренко, ныне обосновавшаяся в Берлине, выпустила на манчестерском лейбле «Sferic» альбом «Irer Dent», на котором воплощает эротику в звуке. Perila создает чувственный эмбиент, рассматриваемый под углом ASMR, в чем Захаренко помогает на «Irer Dent» жанр spoken word. В частности, в треке «Sweat» писательница Inger Wold Lund очень сексуально читает свой эротический рассказ.
28. Жара — «Love»
Сперва к новому альбому Жары «Love» относишься довольно настороженно, опасаясь, что эпатажный герой ростовского рэп-андеграунда, бывший участник «Песочных людей» и «Битвы за респект 2» мог со времен распада группы либо некрасиво состариться и превратиться в сытого рефлексирующего конформиста, вроде того же Влади, либо с головой уйти в ностальгию по олдскулу, как это сделали на недавнем альбоме «Рыночные отношения». Но артист лейбла Respect Production приятно удивил — отойдя от злого хриплого флоу «Песочных» и себя же времен «Черного человека», Артем демонстрирует манерную, слегка насмешливую подачу с текстами, изобилующими абстрактными образами и абсурдистскими рифмами («я появляюсь с наскока, если взорвусь, то насколько распространяя осколки»).
27. Союз — «II»
Минское трио «СОЮЗ» выпустило свой второй альбом «II» на лейбле Ивана Дорна «Мастерская». Среди влияний в официальном пресс-релизе перечисляются бразильская музыка, эфиопский джаз и итальянские саундтреки, но по факту команда играет нечто близкое тому, что в конце 90-х называлось еasy listening — легкая фоновая музыка, корнями уходящая в начало 70-х годов. Ничего особенного, но, учитывая дефицит подобной музыки в мире, довольно приятно. Тем не менее, лучший трек на «II» «Партнеры по бизнесу» был записан вместе с «Интуристом» — и это настоящее краут-роковое безумие, которое мог создать только Евгений Горбунов
26. Лера Маяк — «Детские травмы»
Сразу стоит признаться — я ненавижу русскую попсу 00-х годов, которая особенно невыгодно смотрится на фоне яркой и вольной музыки 90-х годов. Однако у реанимирующей звучание 00-х годов певицы из Симферополя Леры Маяк удивительным образом получается превращать мертворожденный и вымученный поп-продукт 15-летней давности в нечто живое и по-настоящему трогательное. «Детские травмы» — довольно симптоматичный релиз. Более чем уверен, что вслед за Лерой Маяк появятся новые артисты, для которых те же 90-е окажутся слишком чужой и незнакомой эпохой, чтобы по ней всерьез можно было ностальгировать.
25. Regular Citizen — «Sleeping Unique»
Уроженец Находки (!) и экс-барабанщик местных панк-рок групп Иван Олегович выпустил на Presto?! дюжину ломких и минималистичных пьес, отсылающих отчасти к произведениям основателя упомянутого лейбла Лоренцо Сенни, а еще больше — к гипнотическим пьесам любимца критиков Barker. Regular Citizen деконструирует клубную музыку — его треки кажутся поистине останками древних животных (а именно — транса и хауса). Неусидчивые пьесы Ивана Олеговича порой впадает в статику, словно во время путешествия и погоней за красотами вы наконец решаетесь присесть и просто созерцать открывающийся прекрасный вид, чтобы затем с новыми силами продолжить путь.
24. Ram — «Traumatix Ultimate»
Рэм на TRAUMATIX Ultimate словно решил перелопатить старый материал, добавил новых, социальных треков и вколол в материал инъекцию злых гитар, будто вернувшись в те времена, когда ню-метал правил бал на Земле. Открывает альбом остросоциальный трек «Аргонавт», напоминающий вступление концертной версии «Freak on a leash» Korn с трогательными клавишными. Текст «Аргонавта» отсылает к летним событиям, когда даже самые аполитичные артисты задумались о том, что происходит в стране. В «Паразите» и «Crazy» Сергей как бы напоминает, что несмотря на интерес к окружающим проблемам, он все еще способен раздать злого и грязного флоу без политики и социалки.
23. Брутто — «Гаддем»
Ключевое слово, которое описывает лучшие вещи на новом альбоме Брутто «Гаддем» — это ностальгия. Рэпер признается, что ему удалось выйти из творческого кризиса после того, как он обратился к воспоминаниям о фильмах и музыке своей молодости — и, конечно же, о родном Баку. В целом «Гаддем» — это классический Брутто с его пристрастием к омофонам-каламбурам, блатному сочетанию жестокости и сентиментальности, и любовью к Розенбауму и американскому хип-хопу одновременно.
22. Директор Всего — «Всего»
Андрей Ли (техно-продюсер Obgon и участник дуэта Interchain) с недавних пор надел костюм и вообразил себя Директором Всего. Дебютный альбом музыканта ближе всего по эстетике к музыке того же «Интуриста» Евгения Горбунова. При прослушивании «Всего» на ум также приходит болезненная почвенническая электроника «4 Позиций Бруно» 10-летней давности — Андрей Ли тоже работает с коллективным бессознательным жителей России.
Но Директор Всего делает именно песни — причудливые, абсурдные, сводящие с ума сами себя и слушателя. Это в буквальном смысле репрессивная музыка — Андрей Ли здесь постоянно грозится кого-нибудь уволить и найти виноватых, чтобы «поднять сверхпродажи». Наблюдать за всеми этими пузырящимися звуками на «Всего» как минимум крайне увлекательно. Эта музыка будто бы на самом деле приснилась одному из российских гендиректоров крупной компании (ну или тому, кто им очень хочет стать), когда он находился в пограничном состоянии между сном и бодрствованием.
21. МС Сенечка — «Хип-хоп будни"/"1989»
Лирический герой Сенечки — очень живой и понятный. Рэпер с явным презрением относится к статусному потреблению, равнодушен к наркотикам и высмеивает повальное увлечение автотюном. В довольно остроумных текстах МC Сенечки нет нагромождения мата, рэперского сленга и агрессивных выпадов в адрес конкурентов, и это подкупает.
Сенечка делает беззаботный нормкор-рэп про рэп, серьезно к себе не относящийся и ни на что не претендующий. Пока другие российские фрешмены продолжают заимствовать музыку у современников из Атланты, МС Сенечка, как в известной песне Дина Бланта и Инги Коупленд, идет вперед, но смотрит назад, вдохновляясь восьмидесятническим электро и олдскулом.
20. Самое Большое Простое Число — «Наверное, точно»
Главное отличие десятого альбома «Наверное, точно» СБПЧ в том, что здесь меньше всего Кирилла Иванова за всю историю коллектива. Для тех, у кого его речетатив и тексты вызывали аллергию, это отличная новость — теперь самую заметную роль в СБПЧ выполняет экс-солистка группы Dsh Dsh Женя Борзых, благодаря которой у группы получаются эксцентричные и веселые поп-песни про любовь, танцы и молодость.
СБПЧ не изменили себе, следуя своему эклектичному стилю из хип-хопа, инди и электроники, при этом звук стал более танцевальным, глянцевитым и щедрым на детали — наверное, так бы звучали Talking heads, если бы они сейчас появились в России.
19. Тальник — «Глория»
Эксперименты с формой не новы для группы — почти два шода назад дуэт выпустил отличный «Коричневый блюз» с разреженным абстрактным хип-хопом, на этот же раз уроженцы Северска и Южно-Сахалинска обращаются к авант-фолку, вновь получая результат исключительной силы. Несмотря на все эксперименты с формой, Тальнику удается каким-то удивительным образом оставаться самими собой.
На «Глории» можно найти все те же неприкаянные и пронзительные песни со странностями, теперь в обрамлении минималистичных гитарных переборов. Для творчества Тальника по-прежнему крайне важна категория времени. Быстротечность и хрупкость всего и вся, ускользающая красота и искажающее свойство памяти — темы, которые всегда волновали дуэт, и деконструированный фолк прекрасно подходит для их выражения.
18. Foresteppe — «Karaul»
Егор Клочихин из Бердска, он же Foresteppe, выпустил на российском лейбле Klammklang свой, возможно, лучший альбом — и уж точно самый разнообразный. «Караул» — пропитанный ощущением тревоги концептуальный альбом, посвященный травматическому опыту службы в российской армии.
Помимо уже знакомого пост-фолка и сентиментального эмбиента с зажеванной кассеты музыкант пускается в дебри дроуна, индастриала и нойза, по-прежнему используя при записи игрушечные инструменты и кассетный магнитофон.
17. Роберто Счастлив — «Мы здесь все панки»
Драматичные песни Татьяны Смирновой здесь явно опираются на традицию Янки Дягилевой — разве что с поправкой на сегодняшнее время. Порой бытовой пессимизм «Роберто счастлив» чем-то перекликается с жутко недооцененной екатеринбуржской группой «Городок чекистов».
«Цветет виноград в саду и нет мне никакой власти», — поет Татьяна Смирнова в одном из самых эффектных треков на альбоме «Жгучий песок», будто бы цитируя Славу Солдатова. Причем в плане звука на альбоме тоже немало сходства с «Городком чекистов» благодаря ликующим и ностальгическим синтезаторам. В результате у Татьяны Смирновой получаются несовершенные песни исключительной красоты, в которые хочется вслушиваться и вникать, не жалея времени — довольно редкое качество для альбома на русском языке в 2019 году.
16. Saluki — «Властелин калек»
Второй сольный альбом бывшего участника объединения Dead Dynasty Saluki — прекрасная иллюстрация такого явления, как рэп от битмейкера, со всеми его плюсами и минусами. И первых в данном случае куда больше.
На «Властелине калек» Saluki демонстрирует все, на что он способен как неординарный продюсер — внимание к деталям, господство формы над содержанием, впечатляющий многослойный звук, которому сложно противостоять, а также куча гостей на треках (Noa, White Punk, Boulevard Depo, Cream Soda, Лизер, Платина, Rocket, 104, Bad Zu, Синекдоха Монток, Anikv и Kindy King). Несмотря на количество гостей, они совершенно не перетягивают одеяло на себя и смотрятся совершенно уместными в ткани альбома.
Saluki удалось записать один из самых разноплановых и попросту лучших хип-хоп альбомов 2019 года на русском языке. Удастся ли Saluki в будущем обрести свой голос и нащупать собственный стиль — вопрос открытый.
15. Сияние — «Желания»
Группа СИЯНИЕ на своем дебютном мини-альбоме «Желания» удачно смешивает шугейз и эмо-рок, получая на выходе нечто светлое и трогательное. Эйфорический гитарный шум здесь прекрасно сосуществует с отличными мелодиями, при этом команда не переусердствует с эмоциональным вокалом, который у групп подобного рода зачастую вызывает отторжение.
14. Masha Hima — «Blackwork»
На «Blackwork» Маша Хима отказывается от читки в пользу пения, что пошло ее музыке исключительно на пользу. Трагичный и нуарный альбом Маши Химченко повествует о комплексах, насилии в отношениях и нестерпимой любви. Исполнительница здесь выросла в полноценную поп-артистку, которая без ироничной ухмылки и постмодернистских отсылочек рассказывает на «Blackwork» о токсичных отношениях — и делает это невероятно откровенно и убедительно.
13. Leo Tood — «Лед на погонах»
Сюрреалистичные и непредсказуемые треки на LP «Лёд на погонах» явно вдохновлены экспериментальной электроникой в диапазоне от Oneohtrix Point Never и Arca до Ben Frost. «Лед на погонах» посвящен поиску личного пространства в недружелюбном мире и борьбе со страхами. Хаотичные треки здесь словно транслируют ощущение уязвимости и незащищенности в нынешней России.
12. Хадн Дадн, «Лаоакын»
Песни Хадн Дадн с затейливыми и обаятельными мелодиями с сильным фолковым привкусом напоминают одновременно футуристический психоделический поп Animal Collective и шведский синти-поп The Knife. Из всех новичков в российском инди-попе Хадн Дадн одни из самых талантливых — музыканты умеют рассказывать абсурдные истории, основанные на реальных событиях. Треки на «Лаоакыне» здесь куда подвижнее и танцевальнее, чем на прошлогоднем «Тайном альбоме». Если вам понравился предыдущий альбом, то наверняка придется по вкусу и новый — особенно выдающиеся здесь первые три трека во главе с главным хитом релиза «Киви кошелек».
11. Сёстры — «Окна» EP
На «Окнах» можно обнаружить текучие песни с многослойнойным звуком в духе Джеймса Блейка и FKA Twigs, но при этом со своим «лицом». Получается у «Сестер» намного органичнее и талантливее, чем у многих коллег по российской сцене, тоже пытающихся в арт-R&B. При этом песни дуэта выгодно отличаются и от однообразного заторможенного R&B с трэп-битами, который в 2019 году уже невозможно слушать.