Общество

По рецепту Греты Тунберг: есть ли жизнь после коронавируса

2 14162

Эпопея с загадочным коронавирусом еще толком не началась, а из каждого утюга нам уже стали внушать главную мантру наших дней – «мир после пандемии изменится до неузнаваемости».

Вообще-то человечество чрезвычайно инертная система. Пережив даже самые страшные эпидемии, оно довольно быстро возвращалось к привычному стилю жизни. Выкосившая в прошлом веке сотни миллионов жизней «испанка» практически никак не повлияла ни на политику, ни на экономику, ни на моду.

Что уж говорить про коронавирус. Невзирая ни на какие махинации со статистикой, он по-прежнему показывает смертность ниже, чем у обычного сезонного гриппа.

И тем не менее, нас упорно готовят к новой реальности. Попробуем же представить, какое будущее нас ждет.

Что мы будем есть

© pexels.com

Ответственные люди из ООН предупреждают, что планету ждет «голод библейских масштабов». Для стран с массовой бедностью проблемы возникли уже сейчас. Стоило запереть на карантин население Индии и Бангладеша, как оказалось, что у миллионов людей, живущих поденной работой, не осталось буквально ни куска хлеба. Правительство было вынуждено наладить раздачу бесплатной еды. Три раза в день массы людей выстраиваются в гигантские очереди, чтобы получить свою порцию риса и жареных овощей. Если – как это предлагает Билл Гейтс – продлить карантин на два года, то никаких запасов не хватит, и эти бедолаги действительно вымрут от голода.

Впрочем, в странах, носивших когда-то гордое звание «золотого миллиарда», все тоже далеко не идеально. Запрет на въезд гастарбайтеров  уже сейчас привел к проблемам с посевной и в США, и в Европе. В Великобритании запустили движение в соцсетях с призывом выйти на поля и помочь фермерам. В фейсбуке в такую группу записались несколько десятков тысяч человек. Однако узнав о реальных условиях труда, на работу так никто и не вышел.

Страны, кормившие мир, срочно объявляют запрет на экспорт зерновых. Одной из первых, на фоне ажиотажного спроса на пшеницу, это сделала Россия. Это означает, что страны-импортеры столкнутся с нехваткой продовольствия уже летом. На первых порах, это вряд ли приведет к голоду, однако резкий рост цен на еду уже обеспечен. Похоже, что к осени продукты станут предметом роскоши. Как там у Маяковского? «Не домой, не на суп, а к любимой в гости две морковинки несу за зеленый хвостик...»

Какие-то позиции из обычной потребительской корзины уже взлетели в цене до невиданных высот. В США, например, из-за карантинных мер, практически остановилось производство мяса. Уже в апреле крупные птицефабрики и мясоперерабатывающие заводы оказались закрыты из-за вспышек коронавируса среди работников.

Мясо оказалось некуда продавать. Фермеры были вынуждены забить десятки тысяч свиней и миллионы голов птицы. В супермаркетах возник дефицит мяса. Сначала магазины ограничили его продажу «в одни руки». А потом на опустевших прилавках остались только мясопродукты, произведенные на маленьких частных заводах и фабриках, где работает до нескольких десятков человек. Цены на них поражают воображение.

За органическую говядину из коров, питавшихся чистой травой, придется отдать минимум 12 долларов за фунт. Куриные грудки начинаются от 7 долларов за фунт. Еще дороже стоят индюшки производства амишей – эти религиозные сектанты поставляют в магазины экологически чистую продукцию. В целом, мясные продукты выросли в цене в два-три раза и все соглашаются на том, что это только начало. «Мясо превратилось в еду для богатых,» – констатирует Bloomberg.

Похоже, что в новом пост-коронавирусном мире многим придется стать веганами поневоле. А мясо, как в Темные века, будет на столе лишь у богачей. Зато есть надежда, что мы сами станем супер-поварами.

Ресторанная отрасль также переживает кризис, и меры социального дистанцирования могут добить ее окончательно. Поэтому простым людям придется освоить полузабытые навыки готовки. В США заметно вырос спрос на хлебопечки. А в Великобритании кулинарные блогеры делятся секретами закаток на зиму.

Небывалый спрос возник также на видеоуроки по посадкам растений на придомовых участках. Этой весной «золотой миллиард» высаживает у дома не петунии, а бобы и томаты. Возможно, они помогут продержаться зимой.

Что мы будем носить

© pexels.com

Индустрия моды переживает кризис, не виданный со времен второй мировой войны. Последняя надежда на выживание рухнула после того, как из самоизоляции стало выходить население КНР. Дело в том, что китайский средний класс в последние годы был главным потребителем люксовых марок одежды. Однако локдаун китайцев напугал. Вместо того, чтобы тратить, они бросились копить деньги, и роскошные торговые центры с бутиками Гуччи и Армани до сих пор стоят практически пустыми.

Показы модных коллекций отменены и непонятно, когда возобновятся. Потерявшим работу гражданам, скорее всего, будет не до покупок, поэтому ходить мы будем в старой одежде. Заодно научимся ее латать и перешивать.

Зато уже сейчас ВОЗ рекомендует нам выходить в свет исключительно в масках и перчатках –  как минимум до появления вакцины от коронавируса. Звезды и бренды пытаются выпускать маски покрасивее, но в целом, люди с закрытыми лицами производят ан-масс жуткое впечатление.

Многие медики утверждают, что маски нужны только больным людям, чтобы они не могли заражать остальных. Некоторые врачи вообще считают их ношение бессмысленным. В конце концов, примерно четверть всех людей является носителем палочки Коха. Она может вовсе не приводить к началу туберкулезного процесса. Однако встретившись с таким носителем, ослабленный и непривитой человек действительно может заболеть чахоткой. От туберкулеза — в отличие от коронавируса – люди умирают миллионами, однако никогда это к ношению масок не приводило.

Иммунологи предупреждают, что маска при неправильном использовании может стать настоящей «чашкой Петри», в которой будут размножаться вирусы и бактерии. Общий иммунитет она, скорее, снижает. Однако ВОЗ рекомендовала маски к ношению, а значит, правительства всех стран мира берут под козырек.

Отвратительный внешний вид будет способствовать социальному дистанцированию. После пандемии нам предписано избегать рукопожатий, объятий, поцелуев. Заодно нельзя будет собираться больше трех человек. А то вдруг доведенные до отчаяния люди пойдут на штурм правительственных зданий?

Как мы будем передвигаться

© pexels.com

Судя по состоянию мировых авиаперевозчиков, нам предстоит сидеть дома. «Пациент, скорее, мертв, чем жив.» Если карантинные меры затянутся до осени, то авиакомпании ждет массовое банкротство. Начнется кризис с лоукостеров, а потом распространится и на прочих перевозчиков.

Правительства, скорее всего, будут поддерживать «флагманскую» национальную авиакомпанию, предоставив остальным выживать самостоятельно. Так что вполне вероятно, что мы вернемся к ситуации 1950-х. Во Франции останется «Эр Франс», в России «Аэрофлот». Билет на самолет будет стоить целое состояние, а бюджетный туризм отойдет в область преданий. Заодно накроется и гостиничная отрасль.

Автомобильную отрасль тоже ждут нелегкие времена. Если безработица будет расти такими же темпами, как сегодня, то на бензин у людей просто не останется денег – как бы низко ни падали цены на нефть. Продажи новых авто уже упали катастрофически – например, в России только за апрель обвал составил 64%. Крупнейшие производители по всему миру приостанавливают конвейеры и отправляют сотрудников в отпуска.

Выходит, что автомобиль из средства передвижения вновь станет роскошью – позволить его себе смогут лишь самые богатые люди.

И не говорите, что вас не предупреждали

Грета Тунберг

Грета Тунберг

© facebook.com

Не прошло и года с тех пор, как шведская девочка Грета Тунберг вещала с самых высоких трибун о том, что человечеству пора отказаться от «убийства» коров и свиней, от использования нефтепродуктов и от авиаперелетов. Тогда над ней многие смеялись.

Сегодня оказалось, что девочка с диагнозом была права. Она в точности напророчила нам наше ближайшее будущее. Надо просто понимать, что пандемия стала информационной ширмой, прикрывающей грандиозный экономический кризис, который разворачивается прямо сейчас.

В новом мире после пандемии богатые люди станут еще богаче. Джефф Безос, владелец Амазона, и Джек Ма, владелец Алибабы, наварили, благодаря коронакризису, десятки миллиардов долларов только за первый квартал этого года. Безосу уже прочат звание первого  триллионера в мире. А вот бедные люди скатятся в нищету. Вместе с ними пойдет на дно и средний класс, который и до пандемии во всем мире дышал на ладан.

Одновременно исчезнет целый стиль жизни – с несколькими машинами на семью, с регулярными поездками за границу, с масштабным шопингом и ужинами в ресторанах, с походами в театр и кино. Все это — включая говяжий стейк на ужин – станет предметами роскоши.

А чтобы бывший средний класс не бунтовал и не возмущался, мировые СМИ будут неустанно промывать ему мозги на тему экологически ответственного потребления. Люди реально поверят в то, что есть мясо, ездить на машине и сидеть под кондиционером – это грех перед матушкой-Природой – и смирятся со своей нищетой.

Если вам нужна более подробная картина пост-пандемического будущего, можете почитать «Вожделеющее семя» – роман Энтони Берджесса от 1962 года. В нем очень ярко описана всеобщая нищета, голод и безысходность. Сегодня он читается не как антиутопия, а как сводка новостей.