В эти выходные в подмосковной Щербинке завершил работу V Международный железнодорожный салон «ЭКСПО 1520».
Как и следовало ожидать, салон прошел под знаком импортозамещения. Отечественные компании насколько это было возможно демонстрировали свои возможности по уходу от импортных комплектующих и повышению локализации. И это при том, что современное российское машиностроение и в первую очередь, железнодорожное, продолжает оставаться одной из наиболее зависимых от иностранных технологий и комплектующих отраслей.
Именно по этому, наш Топ-5 наиболее интересных и значимых экспонатов «ЭКСПО 1520» довольно сложно отнести к разряду образцов техники исключительно отечественного производства.
Итак, настоящей звездой «ЭКСПО 1520» стал новый шестивагонный двухэтажный поезд KISS, рассчитанный на 616 мест экономкласса и 84 места бизнес-класса, способный развивать скорость до 160 км/ч. Поезд произведен швейцарской компанией Stadler Rail Group для компании «Аэроэкспресс».
Зачем «Аэроэкспрессу» понадобился двухэтажный поезд, в условиях, когда его ныне существующие одноэтажные поезда большую часть времени ходят не при полной загрузке, не известно. И тем не менее, новый поезд можно считать настоящим чудом железнодорожной техники. Его облегченные вагоны изготовлены из прессованного алюминия. Поезд оснащен системой кондиционирования воздуха в пассажирском салоне и кабине машиниста.
Прямой противоположенностью шикарному KISS стал довольно скромный на вид и весьма аскетичный внутри электропоезд ЭГ2Тв, представленный «Трансмашхолдингом». Он предназначен для осуществления пассажирского движения по Малому железнодорожному кольцу Москвы, которое должно открыться в самое ближайшее время. Вагоны этого поезда достаточно просторны, для перевозки большого количества людей, хотя и преимущественно в стоячем положении. Сидячих мест в ЭГ2Тв немного.
Третье и четвертое места достаются двум локомотивам, использующим в качестве топлива сжиженный природный газ.
Прежде всего, это магистральный газотурбовоз ГТ1h-002. Быстросъемная цистерна с этим топливом занимает целую секцию локомотива. Попытки использовать газотурбинный двигатель на железнодорожном транспорте предпринимались еще в советское время, однако, тогда идея газотурбовоза распространения не получила. Не исключено, что вторая попытка окажется более удачной. На сегодняшний день это один из самых мощных локомотивов в мире. В 2011 году другой газотурбовоз, под номером 001, на салоне «ЭКСПО 1520» провел поезд весом 16 тысяч тонн.
Другим новейшим локомотивом, работающим на газе, представленным на «ЭКСПО 1520» стал газотепловоз ТЭМ19 – Брянского машиностроительного завода. Машина, оборудованная газопоршневым двигателем имеет мощность 880 кВт. Сам двигатель изготовлен на заводе в Балакове. Новый вид тепловоза будет работать на крупных железнодорожных узлах, он поможет снизить загрязнение воздуха в крупных городах.
Пятую позицию в нашем Топ-5 занимает двухсистемный грузовой электровоз 5-го поколенья 2ЭВ120 («Князь Владимир»), собранный в Энгельсе. Электровоз 2ЭВ120, предназначенный для вождения грузовых поездов общей массой 7000−9000 тонн на протяженных (2000−3000 км) участках железных дорог стран СНГ. При том, что в технологические решения, применяемые при выпуске этого локомотива, заложен передовой опыт и ноу-хау компании Bombardier Transportation GmbH, проектом предусматривается высокая степень локализации выпуска компонентов локомотива.