Собкор «Ридуса» в Минске собрал воедино все детали задержания Романа Протасевича и реакцию на него среди белорусских экспертов.
В феврале минувшего года председатель КГБ Республики Беларусь Иван Тертель рассказал о провалившейся попытке мятежа, «террористических группах» в Белоруссии и «подрывных центрах» в Варшаве и Вильнюсе. Он пообещал, что найдет каждого белорусского «экстремиста» и накажет всех, где бы они ни находились.
«Напомню, что наши предшественники, отцы и деды, находили предателей, изменников, пособников фашистов через десятилетия, где бы они ни находились. И мы от этой линии никогда не отступим», — сказал глава белорусского КГБ.
Тогда многие восприняли эти слова с ухмылкой. Мол, белорусский КГБ — это не прямой наследник КГБ советского, когда комитетчики действительно были «с холодным умом и горячим сердцем».
Однако время показало, что белорусские спецы действительно могут действовать быстро, решительно и креативно. 23 мая стало известно, что КГБ Белоруссии прямо в воздухе захватил одного из бывших администраторов Telegram-канала NЕХТА (признан на территории РБ экстремистским), который стоял у его истоков, — Романа Протасевича, занесенного белорусскими спецслужбами в список террористов.
В настоящий момент известно, что экс-соратник официального руководителя NЕХТА Степана Путило Роман Протасевич вылетел прямым рейсом из Афин (Греция) в Вильнюс (Литва).
Белорусский КГБ сумел заранее выследить Протасевича в аэропорту Афин и под благовидным предлогом (борьба с терроризмом) арестовать его, посадив Boeing-737 компании Ryanair в аэропорту под Минском.
Позиция руководства РБ
По версии белорусских властей, поводом для экстренной посадки послужило сообщение о минировании самолета. Причем для «спасения пассажиров» в воздух был поднят боевой истребитель сопровождения МиГ-29.
При проверке пассажиров лайнера «неожиданным бонусом» оказался тот самый бывший админ NЕХТА Роман Протасевич, объявленный в розыск на территории РБ.
Версию случайности произошедшего успел опровергнуть сам Протасевич: он написал своим соратникам о слежке за ним еще перед посадкой на борт самолета.
«По поручению Главнокомандующего для сопровождения пассажирского самолета в небо был поднят истребитель. Сейчас МиГ-29 дожидается, пока завершатся необходимые проверочные мероприятия, чтобы сопроводить самолет до границы с Литвой», — сперва заявил неофициальный Telegram-канал Александра Лукашенко «Пул Первого».
Но спустя еще несколько часов «Пул Первого» все никак не мог определиться с окончательной позицией. Одни его заявления полностью противоречили другим.
В итоговую версию «Пула Первого» легло следующее заявление.
А теперь представьте, что этот самолет умышленно направляют в ваш дом. Виновато было бы государство, что не защитило? Думайте, — пафосно завершил свое выступление автор президентского канала.У очевидцев своя версия
Самолёт Boeing 737 компании Ryanair© EPA/ТАССПассажиры самолета Афины — Вильнюс, на котором летел Роман Протасевич, рассказали, что же действительно происходило перед тем, как его задержали.
После внезапного маневра самолета один мальчик запаниковал, схватился за голову. Только тогда мы поняли почему. Никакого конфликта с пассажирами не было, самолет просто повернул. Только когда парень узнал, что мы идем на посадку, он испугался. Нас всех четверых вывели, собаки обнюхали наши вещи. Того парня отвели в сторону, вытряхнули его вещи на взлетно-посадочной полосе. Мы спросили его, что происходит. Он сказал, кто он такой, и добавил: «Здесь меня ждет смертная казнь». Он был уже спокойнее, но дрожал. Рядом с ним все время стоял офицер, и вскоре офицеры просто его увели, — писал один из очевидцев.По словам другого пассажира, пилот рейса объявил, что самолет вынужденно приземлится в Минске, но причину не пояснил.
Литовец по имени Мантос позже рассказал: «По сути, никакого инцидента не было. Пилот резко изменил маршрут. Обещал рассказать попозже о причинах, но так и не рассказал. Мы при посадке видели, что стоят три пожарные машины, полицейские, ОМОН и так далее. Приехало 50 человек, непонятно, чего они хотели. Я сидел сзади, видел, что он (Роман Протасевич. — Прим. „Ридуса“) резко встал, взял сумку. Мы видели Романа. Он пытался передать свой компьютер своей девушке, избавиться, возможно, от какой-то информации. Начал печатать что-то, кричать девушке, что мы не можем тут приземлиться, потому что его арестуют. В аэропорту Минска нам показывали какую-то историю, которую мы должны были видеть, но было понятно сразу, что она с этим не связана. Этого человека сразу поймали… Люди клали свой багаж, подходили военные со специальными собаками, обнюхивали. Все проходили, а у человека, который был арестован, что-то нашли. Конечно, скорее всего, там ничего не было».
Третий пассажир на вопрос, видел ли он Романа Протасевича, ответил, что видел: «Он сидел рядом. Я видел через окно, как его проверяли». По словам этого пассажира, Романа задерживали внутренние войска.
Все пассажиры, с которыми поговорил корреспондент прибалтийского издания Delfi, заявили, что Роман Протасевич был в панике, его буквально затрясло, когда он узнал, что самолет повернул на Минск. По словам одного из опрошенных, известно, что по крайней мере четыре человека на борту были связаны с белорусскими спецслужбами. Во всяком случае, они также не прилетели в Вильнюс.
Генпрокуратура Литвы вскоре начала расследование по факту «захвата самолета».
Отметим, в Вильнюс прилетели около 170 человек, среди них не было граждан России и Белоруссии. Полиция спрашивала у пассажиров, что все-таки происходило в Минске, как они себя чувствуют и нужна ли им психологическая поддержка. При этом допрашивали не только граждан Литвы, но и летевших тем же рейсом граждан Германии, Румынии и Испании.
Международная реакция
Гитанас Науседа© EPA/ТАССНесмотря на выходной день, как только стало известно, кто находился на борту посаженного в Минске «боинга», реакция мирового сообщества последовала незамедлительно.
Всё случившееся моментально (еще до выяснения причин) было воспринято как спецоперация белорусских спецслужб по поимке Протасевича, а информация о минировании самолета — лишь как прикрытие для его принудительной посадки.
Первыми отреагировали политики Прибалтики.
«Это абсолютно неприемлемо и противоречит международному праву. Самолет и ВСЕ пассажиры должны быть немедленно освобождены и продолжить путешествие в конечный пункт назначения. Международная реакция должна быть мощной и эффективной», — заявил министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевич. Он отметил, что на борту самолета находятся как минимум двое граждан Латвии.
«Шокирующий поступок режима в Беларуси — принудительная посадка в Минске пассажирского самолета рейса FR4978 из Афин в Вильнюс с белорусским политическим активистом… Требуем немедленного освобождения всех пассажиров и команды и расследования этого беспрецедентного события», — говорится в заявлении МИД Эстонии.
С требованием немедленно освободить Протасевича выступил президент Литвы Гитанас Науседа, назвавший действия белорусских властей «отвратительными». Ему вторил экс-глава Еврокомиссии Дональд Туск из Польши, который призвал европейские власти к срочным мерам в отношении Минска.
Литва призвала ЕС выступить с рекомендацией всем самолетам избегать воздушного пространства РБ. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий на фоне инцидента с самолетом Ryanair настаивал, напротив, на запрете полетов белорусских авиакомпаний над территорией ЕС.
МИД Франции призвал европейские страны «дать решительный и единый ответ». МИД Греции посадку самолёта Ryanair в Минске назвал актом «государственного авиапиратства».
МИД Великобритании заявил, что поступок Лукашенко будет иметь серьезные последствия.
А вот МИД Австрии в своих оценках был более сдержан (с Веной у Минска всегда были самые теплые отношения). Австрийцы призвали к независимому международному расследованию инцидента с рейсом Ryanair в Белоруссии.
Вместе с тем свою «пятиминутку ненависти» получила и авиакомпания Ryanair, на сайт которой обрушился шквал комментариев возмущенных пользователей, обвинявших ирландский лоукост едва ли не в сговоре с белорусскими властями.
Реакция политэмигрантов
Светлана Тихановская.© AP/TASSЕстественно, на произошедшее отреагировала и команда формальной главы оппозиции РБ в изгнании Светланы Тихановской. Последняя назвала задержание Протасевича «захватом заложника» и предложила помощь его родителям.
Офис Тихановской тут же связался с литовским правительством, чтобы выяснить, было ли Литве известно о происходящем. Парламентарии заявили, что борт должен был приземлиться в Вильнюсе и вся ответственность за инцидент — на белорусской стороне.
Тихановская провела онлайн-конференцию с Павлом Латушко (один из лидеров белорусской оппозиции) и НАУ (один из органов оппозиции), чтобы выработать единую позицию по реагированию.
Офис Тихановской связался с офисом Ryanair в Дублине и призвал авиакомпанию собрать информацию для старта расследования по факту произошедшего.
Позже Тихановская провела экстренные телефонные переговоры с министром иностранных дел Греции Никосом Дендиасом и министром европейских дел Ирландии Томасом Бирном. Она призвала Грецию, Ирландию, Литву и Польшу инициировать расследование по инциденту и поднять вопрос на ближайшем заседании Совета Европы. «Также важно усилить давление против режима Лукашенко — вплоть до введения новых санкций, запрета полетов над Беларусью и исключения Беларуси из Международной организации гражданской авиации», — заявила по итогам переговоров Тихановская.
Офис Тихановской вскоре направил запрос в Международную организацию гражданской авиации, а также связался с правительственными организациями США, Франции и Германии, призвав их инициировать детальное расследование, поскольку «инцидент можно расценивать как акт государственного терроризма».
Международные партнеры, с которыми связалась Тихановская, заявили, что не позволят оставить безнаказанным поступок режима, — говорится в сообщении, размещенном в официальном Telegram-канале Светланы Тихановской.Вырвано из контекста
В поддержку Протасевича тут же начались акции протеста.© AP/TASSСледует отметить, что дерзкое задержание Протасевича произошло вскоре после не менее стремительного разгрома крупнейшего интернет-портала Беларуси tut.by, который еще вчера был практически монополистом в белорусском интернет-пространстве и казался неприкосновенным.
За разгром этого медиа белорусские власти получили порцию критики от западных стран, однако дальше слов дело пока не пошло.
Ситуация с Протасевичем, конечно же, легла на благодатную почву «наступления на свободу слова». До инцидента с самолетом США и лидеры белорусской оппозиции обвиняли ЕС в «слишком мягких санкциях» в отношении Минска. Теперь у «ястребов войны» появилась дополнительная аргументация в пользу санкций в отношении Минска.
Белорусские власти повысили ставки и как будто сожгли последние мосты. Таким образом, аппаратная борьба внутри белорусского аппарата «силовики VS дипломаты» кажется завершенной. В первую очередь это означает поражение белорусского МИД, который был своеобразным штабом белорусских номенклатурных «либералов».
Напомним, в результате событий, последовавших за президентскими выборами прошлого года, позиции силового блока в белорусском руководстве резко усилились. Александр Лукашенко, похоже, всерьез благодарен силовикам за раскрытие многочисленных заговоров против него. Поэтому нынешнее укрепление их аппаратных позиций по-своему беспрецедентно.
Для сохранения занятых позиций силовикам выгодно поддержание постоянного градуса напряженности. Потому разгром крупнейшего медиа, поимка Протасевича и грядущие возможные «потрясания ледорубом» в адрес бежавших за рубеж лидеров оппозиции выглядят вполне логичным шагом.
Израиль использовал подобный подход в послевоенные годы в отношении не понесших наказание нацистских преступников.
Сейчас обещания наказать «нацистских преступников» из уст главы КГБ Белоруссии кажутся вполне искренними. По понятным причинам суд над бывшим администратором «экстремистского Telegram-канала» станет образцово-показательным.
Отметим, по белорусскому законодательству Протасевичу грозит суровое наказание. Таким образом, операция в отношении бывшего администратора NЕХТА похожа на авантюру, которая может сделать географический центр Европы бесполетной зоной и окончательно уничтожить белорусскую дипломатию. Однако, стоит признать, проведена эта авантюра блестяще.
Прогнозы из Минска
Большинство СМИ и блогеров обсуждают возможную смертую казнь Романа Протасевича, да и он сам при задержании озвучивал такую перспективу. Но опрошенные «Ридусом» эксперты исключают подобное развитие событий.
«Прежде всего, Протасевич может получить до 15 лет лишения свободы, ему инкриминируют три статьи УК РБ, — пояснил в комментарии „Ридусу“ лидер белорусской партии „Союз“ Сергей Лущ. — Сообщения о том, что ему угрожает смертная казнь, являются вымыслом».
По мнению доцента кафедры политологии Белорусского госуниверситета Всеволода Шимова, Протасевича ожидает вероятнее всего показательный процесс. «Не исключено, что его показания сыграют какую-то роль в деле о государственном перевороте, о раскрытии которого объявили белорусские власти. Вполне возможно, что со временем Протасевич и другие „политические“ фигуры будут использованы для какого-то размена в отношениях с тем же Западом», — сказаал в комментарии «Ридусу» политолог.
Собственно, это самый важный вопрос, который волнует многих, в том числе, и в России, что ждать от стран Запада в ответ на дерзкое задержание Протасевича, насколько будет жесткой реакция.
Иного мнения придерживается минский обозреватель издания «Украина.ру» Кирилл Озимко. «Несмотря на громкие заявления западных чиновников, существенного усиления давления ЕС и США на официальный Минск не будет, — сказал Озимко в комментарии „Ридусу“. — Текущий политический кризис в Беларуси показал, что в Брюсселе и Вашингтоне гораздо внимательнее относятся к собственным геостратегическим интересам в регионе, чем к защите демократических ценностей. А главный геостратегический интерес в отношении к Беларуси — не допустить углубления интеграции республики с Россией. Особенно в военно-политической сфере».
По словам собеседника «Ридуса», на Западе понимают, что, если оказывать жесткое давление на Минск, «сжигать мосты» текущим политическим режимом в республике, это даст дополнительные козыри России по продвижению интеграции в Союзном государстве на её условиях. Поэтому там действуют осторожно.
«Иначе как объяснить тот факт, что нынешние санкции носят во многом символический характер и практически не затрагивают жизненно важные интересы белорусского руководства? — задается вопросом Озимко. — Нынешний санкционный режим гораздо мягче даже тех санкций, которые были введены в 2011 году как реакция на разгон „плошчы“. Хотя текущий политический кризис куда более масштабный и серьезный, чем был 10 лет назад. Кроме того, важно понимать, что на Западе много важных субъектов, для которых выгодно сотрудничество с Беларусью и в области торгово-экономического взаимодействия. И они отнюдь не горят желанием терять собственные доходы во имя ценностей и идеалов».
Как отметил эксперт, существует статистика, согласно которой, за последнее время товарооборот между РБ и странами ЕС существенно растет, несмотря на все громкие заявления и угрозы европейских политиков. «Так, в январе 2021 года товарооборот между сторонами вырос почти на 30 процентов по сравнению с январем 2020-го, а экспорт белорусских товаров в ЕС вырос на 79,4 процента», — привел пример Озимко.
С ним согласен и Всеволод Шимов. «Опыт показывает, что Запад, а именно он является единственной силой, способной и желающей „наказать“ Беларусь, не склонен к каким-то резким движениям в отношении Минска, очевидно, опасаясь ответных действий со стороны России, — уверен политолог. — Поэтому, скорее всего, дело ограничится очередными, достаточно щадящими и точечными, санкциями».
По мнению эксперта, возможно ограничение полетов европейских лайнеров в белорусском воздушном пространстве. «Но и то скорее стоит ожидать подобное на уровне частной инициативы отдельных компаний, а не консолидированной политики, — сказал Шимов. — Хотя громких и грозных слов в адрес Минска еще прозвучит немало».