Криминал

«По телефону не допрашивают»: юрист разобрал ляпы мошенника-«полицейского»

0 6637

Заслуженный адвокат РФ Павел Герасимов рассказал «Ридусу», какие грубые ошибки допустили авторы инструкции для сотрудников мошеннических колл-центров, которые притворяются перед жертвой представителями полиции.

Текст, в котором «старший следователь экономического отдела безопасности ГУ МВД России» пытается выведать у жертвы данные ее банковской карты, был опубликован «ВКонтакте» 20 января. По словам публикатора, информация была получена «из ТГ-канала мошенников». Герасимов отметил ряд ляпов, по которым мошенника можно распознать с самого начала.

© vk.com

«Для начала — само представление: „беспокоит главное управление МВД, старший следователь экономического отдела безопасности“. У нас нет экономических отделов безопасности. У старшего следователя, скорее всего, даже жетона нет, номер которого он предлагает записать. Жетоны есть у сотрудников патрульных служб», — рассказал «Ридусу» юрист.

Герасимов указал и на другие примеры незнания мошенниками полицейской служебной терминологии — например, они говорят жертве о занесении ее данных в некий несуществующий «реестр досудебных расследований».

«Сам факт того, что следователь в принципе звонит по телефону и задает такие вопросы, уже подозрителен. Никакие следственные действия — допросы, заполнения протоколов — по телефону производиться не могут, так как ваша личность не была удостоверена законным порядком. Максимум по телефону вас могут вызвать в такой-то отдел», — добавил адвокат.

Павел Герасимов напомнил также, что подробный рассказ о «ходе следствия», который мошенник устраивает для жертвы, для настоящего полицейского считался бы тяжелейшим нарушением:

«Следствие не в состоянии и не вправе по телефону разглашать тайну следствия. Он говорит „У следователя есть версия…“ и так далее — по телефону это все исключено».

© vk.com

Юрист отметил и другие ляпы злоумышленников: далее по тексту методички лжеследователь заявляет, что подготовит документ для финансового отдела банка и начинает рассказывать его внутренние должностные инструкции. Тот факт, что это делает полицейский, выглядит странно и подозрительно.

«Следователь МВД» внезапно начинает разговаривать как банковский служащий

© vk.com

«Инструкция крайне абсурдна», — сделал вывод Герасимов. Адвокат добавил, что сам получил подобный звонок в прошлом году.

Впрочем, в инструкции есть и правдоподобные моменты. Коллега Герасимова, адвокат Оксана Михалкина, сообщила «Ридусу», что мошенническая схема, от которой мнимый следователь «защищает» жертву, является вполне рабочей:

«Действительно, есть случаи, когда изготавливают поддельные доверенности, и лицо идет в банк с требованием снять наличные деньги. То, что сотрудники банка могут быть замешаны в подобных делах, тоже реально», — сказала Михалкина.

Киберпреступники продолжают модернизировать схемы обмана: теперь они вынуждают саму жертву набрать номер фальшивого кол-центра. Человек получает электронное письмо, где говорится о некой подписке, за которую скоро начнут взимать плату, поскольку пробный период истекает. Услугу якобы можно отменить, если позвонить по номеру, на деле используемому злоумышленниками.