Интернет Право

По турецкой модели: как заставить IT-гигантов играть по правилам РФ

0 6918

Власти Турции добились от Facebook и Instagram открытия своих представительств на территории страны. Площадки были вынуждены подчиниться закону № 7253 о регулировании соцсетей, вступившему в силу с 1 октября 2020 года. В случае отказа от регистрации представителей им грозил полный запрет на рекламу в Турции.

Пока не подчинились турецкому закону Twitter, Periscope и Pinterest: отныне местным компаниям запрещено давать рекламу на этих площадках до назначения в стране их официальных представителей.

Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков убежден, что подход турецких властей применим и для российских реалий, и для других стран, где есть аналогичные проблемы с западными IT-гигантами.

В беседе с ridus.ru эксперт напомнил, что осенью минувшего года власти Турции оштрафовали соцсети Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, Periscope и TikTok на десять миллионов турецких лир (около 1,2 миллиона долларов) за отказ открывать официальные представительства в стране. Такой подход России стоило бы взять на вооружение.

Текущие штрафы, которые предусмотрены российскими законодательными актами для иностранных IT-компаний, очень маленькие. При этом до сих пор у нас нет возможности и умения взимать эти штрафные начисления с иностранных корпораций в принудительном порядке. Напомню, Facebook на протяжении года показательно не оплачивал штраф в три тысячи рублей, затем полгода не оплачивал второй штраф уже в четыре миллиона рублей. Аналогичным образом поступал и Twitter, не оплачивая штраф в три тысячи и затем в четыре миллиона. Как показывают события в Турции, подобные действия в России могут привести к тому, что нам удастся заставить крупные американские корпорации подчиняться требованию российских властей.

Зыков убежден, что активное регулирование деятельности иностранных интернет-платформ не заставит их уйти из России: «Как показали турецкие события, иностранные корпорации не стремятся уходить из какой-то страны. Не стоит забывать, что это публичные компании, они торгуются на биржах, и подобное поведение может очень серьезно ударить по их экономическому престижу и привести к понижению их капитализации, чего они допустить не могут», — утверждает эксперт.

Зыков напомнил, что для западных IT-гигантов российский рынок остается довольно важным лакомым куском. Поэтому Россия вполне может применить турецкий опыт и заставить крупные интернет-площадки регистрировать официальные представительства в стране. В случае их отказа стоит «бить по самому больному», запрещая российским компаниям давать рекламу на этих площадках.

«Первое, с чего нужно начать, это обязать западные IT-компании регистрироваться в России. Затем можно будет постепенно встраивать их в российское законодательство, начиная от локализации данных до ведения прозрачной модерации и борьбы с цензурой», — заключил эксперт.