Общество

По улицам Томска разгуливают скелеты

15 527

От редакции: Получено опровержение.

13 февраля в ходе проведения натурных испытаний на окраине г. Томска разработчики потеряли контроль над экспериментальной моделью экзоскелета. В результате сбоя программного обеспечения модель начала самостоятельное движение и покинула район испытаний.

Для справки, экзоскелет – это внешний каркас, способный в несколько раз увеличивать мышечную силу человека при частичном сохранении естественной гибкости и подвижности различных частей тела. На сегодняшний день существует две реально действующие модели: американская, которая используется при погрузочных работах в военном деле, и японская–применяется в медицине для помощи людям с проблемами в опорно-двигательном аппарате.

По замыслу создателей, разработанный экзоскелет позволит оператору без значительных физических нагрузок преодолевать труднопроходимые участки местности, поднимать и переносить грузы массой до 80кг. Композитные материалы, использованные для несущих частей конструкции и сменных манипуляторов экзоскелета, являются ноу-хау группы разработчиков Томского научного центра. Главной их отличительной особенностью является то, что впервые в мире разработаны технологии создания и поддержания высоких давлений в системе гидропривода разработанного экзоскелета. Так, разработанные на основе современных нанокомпозитов гидроцилиндры выдерживают давление до 1000 атмосфер. Основные отличия экзоскелета от существующих зарубежных аналогов – автономный режим работы без подзарядки (до 4–5 часов), запись и воспроизведение действий оператора, индивидуальная настройка. Кроме того, система управления и навигации разработана без применения GPS/ГЛОНАСС, что делает всю разработку особенно ценной.

Проводимые испытания должны были продемонстрировать возможности применения экзоскелета на пересеченной местности в условиях сурового российского климата, в том числе высокого снежного покрова.

Высокие эксплуатационные характеристики образца, в том числе его способность работать по программе в автономном режиме, т.е. независимо от оператора, кстати, и сыграли с испытателями весьма злую шутку. В результате сбоя программного обеспечения при калибровке ходового механизма модель начала бесконтрольное самостоятельное движение и оказалась на улицах города.

«После успешного завершения серии испытаний по определению устойчивости аппарата на пересеченной местности и самостоятельной ориентации в условиях городской застройки мы установили аппарат в технологический режим обслуживания и для подзарядки аккумуляторов. Обычно это занимает не более полутора часов. Группа занялась подготовкой площадки для проведения следующей серии испытаний, связанной с поднятием и переноской грузов. Вернувшись к аппарату, мы его на месте не обнаружили и увидели, что часть оборудования повреждена»– в телефонном разговоре рассказал один из испытателей, пожелавший остаться неизвестным, – «Мы предполагаем, что произошел сбой программного обеспечения, который привел к запуску одного из алгоритмов автономного движения экзоскелета. Проведенные поиски в районе испытания положительных результатов не дали. Есть опасения, что дорогостоящий аппарат может быть сдан предприимчивыми людьми в пункт приема цветных металлов. В этой связи нашими сотрудниками предпринимаются активные усилия по обследованию близлежащих кварталов города и поиску аппарата. К мероприятиям подключены компетентные органы».

Потенциальный спектр применения российской модели экзоскелета — выполнение задач по ликвидации последствий техногенных аварий и природных катастроф, работа на неподготовленных площадках, где нельзя пользоваться погрузочно-разгрузочной техникой. Хотя модель ориентирована на российский рынок, экзоскелеты могут найти применение в сейсмоопасных регионах мира, потенциальные потребители — это Индонезия, Новая Зеландия и Китай.

По оценкам разработчиков, цена серийно выпускаемого экзоскелета не должна превышать 4,5 млн. руб.