Санкции против «Русала» лишат Россию 3—4 миллиардов долларов экспортной выручки в ближайшие два года, но накопленный эффект будет куда глубже: на финансовых рынках он проявится в виде распродажи российских активов, значимого роста риска и ухудшения потоков капиталов, прогнозирует Центр развития Высшей школы экономики в свежем выпуске бюллетеня «Комментарии о государстве и бизнесе».
Санкции приведут к бегству из России дополнительно 20 миллиардов долларов, а общий годовой отток увеличится до 49 миллиардов, прогнозирует ВШЭ: это в 2,5 раза выше оценки, которую ЦБ заложил в базовый сценарий в марте.
Однако большинство аналитиков единодушно приходит к выводу, что нарастание трудностей в экономике только укрепляет «нерушимое единство партии и народа».
Олигархов — к ногтю, деньги — в дом
Можно спорить или соглашаться с конкретными цифрами, которые приведены в докладе ВШЭ, но что удар по «Русалу» повлечет последствия более широкие, чем крах отдельной компании, с этим спорить трудно, сказал «Ридусу» директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
«Удар по „Русалу“, а также ранее по „Базэлу“ был нанесен потому, что эти компании являются основным связующим звеном между экономиками России и США. Если с компанией Мордашева американцы разделались, введя запретительные импортные пошлины на сталь, то для Дерипаски был использован самый жесткий вариант — потому что он более публичен и считается на Западе фигурой, оказывающей большее влияние на принятие решений в Москве», — предложил свою версию эксперт.
Парадоксальным образом американские санкции в отношении «Русала» оказываются весьма на руку властям России, полагает Исаев: «Потому что они ослабляют Дерипаску как своего рода квинтэссенцию слоя олигархов, которые совершенно открыто „кладут“ на государственные интересы России и готовы сдать режим, если им предложат соответствующие условия».
«Дерипаска ведь для американского истеблишмента не чужой; он даже пытался предпринимать какие-то шаги, чтобы плавно перетечь с „Русалом“ из российской юрисдикции в американскую. Ну примерно как это хотел сделать Михаил Ходорковский путем продажи доли ЮКОСа компании Exxon Mobile, но не успел. Но если тогда Путин пресек утекание российских активов через посадку Ходорковского, то сейчас эту работу за него выполнил Минфин США», — вскрывает Исаев закулисные механизмы последних по времени американских санкций.
По мнению политолога, США таким образом посылают сигнал российской олигархии: стоять по стойке смирно и никуда не дергаться за пределы России.
«Новые санкции в какой-то мере помогают руководству страны держать под контролем весь разнузданный олигархат, потому что они показывают, что для США „нет ничего святого“ в группировке российских миллиардеров, сколько бы российских активов они на Запад ни вывели», — считает Исаев.
Если убрать всю словесно-пропагандистскую шелуху, то в сухом остатке оказывается, что Запад предложил Кремлю размен: укрепление власти внутри страны в обмен на ограничение российского участия в мировой экономике.
«Теперь остается ждать, сумеет ли президент России конвертировать эту ситуацию в экономические преимущества для страны, использовав средства олигархов, которые ранее шли на покупку яхт и футбольных клубов, на общенациональные проекты», — заключает эксперт.
Черная кошка в темной комнате
Это колоссальная ошибка и наивность думать, что какие угодно западные санкции хоть малейшим образом могут повлиять на отношения между Кремлем и теми, кого по-старинке именуют олигархами, удивляется член комитета по международному сотрудничеству РСПП Владимир Рудашевский.
«Российские олигархи еще с допутинского времени, примерно после кризиса 1998 года, все сильнее зависят от государства. Российский бизнес не в силах отстаивать свою независимость даже на уровне миллиардеров, что уж говорить про более мелких предпринимателей. Российский бизнес очень слабый и обойтись без помощи государства не может», — сказал он «Ридусу».
Государство помогает олигархам (если уж использовать это слово для удобства) не из личной приязни к кому-то из них лично, а потому, что их компании создают до половины ВВП России и миллионы рабочих мест, которые госкомпании создать никогда не смогут, подчеркивает эксперт. Это как раз то, почему американские санкции бьют и будут бить мимо цели.
В действительности все происходит с точностью до наоборот: россияне сплачиваются вокруг власти по всей вертикали, от владельца мультимиллиардной компании до уборщицы этой же компании, потому что самоубийц среди них не так уж много. Инициаторы антироссийских санкций пытаются подкармливать «черную кошку в темной комнате», не понимая, что ее там нет.
«Как же кто-то будет кусать руку того, кто им помогает? Инициаторы санкций полностью не понимают природы российского менеджмента, российского бизнеса, российского менталитета! Чем больше проблем будет нарастать в российской экономике, тем теснее будут сближаться позиции политических властей, экономических „капитанов“ и обычных россиян», — убежден Рудашевский.