Со времен путча 1991 года, первого полномасштабного экономического кризиса августа 1998-го, гибели АПЛ «Курск» в августе 2000-го, югоосетинского конфликта 2008-го и других «ярких» августовских событий принято считать, что последний месяц лета как никакой другой таит в себе риски экстраординарных событий как в экономической, так и в социальной и политической сферах.
Что-то пошло не так
Нельзя было исключать, что нынешний август продолжит эту недобрую традицию, благо напряженность как на политическом поле, так и в экономике беспрерывно зашкаливает. Однако несмотря на то, что на календаре уже последний день лета, ситуация в отечественной экономике и не только в ней выглядит на удивление стабильной. Конечно, дыхание кризиса в той или иной степени довелось почувствовать практически каждому, но сказать, что для подавляющего большинства эти ощущения стали критическими, нельзя.
Что же тогда происходит в экономике страны и каковой окажется наступающая осень для основной массы ее населения? Данные вопросы звучат совсем не праздно, так как ощущение несоответствия относительной стабильности в экономике общему нарастанию внешнего негатива из сознания большинства граждан никуда не девается.
Стабильность или иллюзия?
«Правительству удалось стабилизировать ситуацию в финансовой сфере, промышленности, но крайне сильно настораживает рекордное падение доходов населения, которое и не думает останавливаться, — говорит вице-президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. — Как результат, сильно страдают розничная торговля и потребительский спрос». Все это, по мнению эксперта, будет неизбежно тянуть экономику вниз.
Самое же неприятное заключается в том, что никаких действий для разрешения этого вопроса не производится. «Программа продуктовых талонов (такие есть даже в богатых США) так и не запущена, частные предприниматели по-прежнему находятся под гнетом запретительных налогов и процентных ставок», — сетует эксперт.
С другой стороны, нельзя не отметить, что, несмотря на тревожные ожидания, один из лучших барометров экономических настроений — фондовый рынок ведет себя так, будто бы ничего пугающего ни в российской, ни в мировой экономике не происходит, и котировки ценных бумаг продолжают расти по обе стороны Атлантики.
Эксперты видят этому свое, достаточно прозаическое объяснение. «ФРС США отложила ужесточение денежно-кредитной политики, Европейский центральный банк и Банк Японии так и вообще проводят политику отрицательных процентных ставок», — поясняет Вязовский. В связи с этим депозиты и надежные облигации уже не приносят процентного дохода, поэтому инвесторы обратили внимание на фондовые рынки и золото.
Золото надежней союзов
Что касается роли благородного металла, то о ней в данной ситуации следует сказать отдельно.
Помимо отрицательных процентных ставок ведущих центробанков мира не решена ситуация с выходом Британии из ЕС и рисками, которые могут возникнуть в ходе этого процесса. Эти риски касаются как самой Британии, у которой есть Шотландия, Уэльс и проблема Северной Ирландии, так и всего Европейского союза, который уже тоже начинает трещать по швам. «Все это является рисками для мировой финансовой системы, и инвесторы традиционно страхуются от подобных рисков уходом в золото», — говорит Алексей Вязовский. Что касается России, то здесь, по мнению эксперта, существует своя специфика. В РФ наибольшим интересом пользуются золотые инвестиционные монеты, по которым, в отличие от слитков, не берется НДС 18%.
Таким образом, в последнее время золото становится одним из немногих реальных воплощений стабильности. Истинной или иллюзорной — вопрос уже совсем другого порядка.
Если завтра война…
Рассуждения о дальнейших перспективах нынешней хрупкой экономической стабильности неизбежно натыкаются на еще один мощнейший фактор, который эксперты уже не первый год вполне серьезно учитывают в своих прогнозах — военный.
Последние «неожиданные проверки боеготовности» обещают коснуться уже не только вооруженных сил, но и ЦБ, Минфина, МЭР и Минпромторга. Ощущение перманентного ожидания новой войны, вне зависимости от того, разгорится ли она с новой силой вокруг Сирии или полыхнет на Украине, уже переполнили копилку тревог инвесторов, финансистов и промышленников.
«Вызывают настороженность даже не „проверка боеготовности“ ЦБ, Минфина, МЭР и Минпромторга, а просто подготовка к мобилизации с обеих сторон, — говорит Алексей Вязовский. — Очевидно, что конфликт на Украине не решен и может полыхнуть с новой силой в любой момент». Как это отразится на рубле и экономике, отчетливо можно было наблюдать в прошлом и позапрошлом годах. Сейчас, по мнению эксперта, это приведет к оттоку капитала из страны, ослаблению рубля и падению промышленности. Сегодня, в отличие от 98-го года с его переизбытком незагруженных мощностей, российской промышленности нужен вовсе не дешевый рубль, а дешевые и длинные инвестиции, кредиты и платежеспособный спрос на ее продукцию. Ни о каких инвестициях и росте спроса во время военных действий у границ России или с ее активным участием, как в той же Сирии, речи идти не может.
В связи с этим возможность активизации военных действий, к которым Россия будет иметь то или иное отношение, является сегодня одной из главных угроз существующей относительной экономической стабильности.
Влияние из-за океана
Еще одним фактором, влияющим на экономику ничуть не меньше военных обострений, остается ожидание повышения учетной ставки ФРС США.
Повышение ставки на 0,25-0,5% приводит к тому, что фондовые рынки теряют до триллиона долларов. Впрочем, на этот раз может пронести. Хотя и ненадолго. «Богатство американцев сосредоточено на фондовом рынке, и они будут крайне недовольны в преддверии выборов президента терять деньги», — говорит Алексей Вязовский. По мнению эксперта, в силу этих обстоятельств финансовый мир ожидает либо чисто символический подъем ставки, либо вопрос в очередной раз будет отложен на конец года.
Вместо эпилога
Тот факт, что уходящий август не нарушил хрупкой стабильности последних месяцев, вовсе не означает отсутствия экономических «сюрпризов» в обозримой перспективе. Окружающая ситуация спокойнее явно не стала, а это значит, что «август» вполне может случиться и в сентябре, и в октябре, и в любом другом ближайшем месяце.