СВО ещё в первые месяцы стала одновременно и реагентом, и лакмусовой бумагой, которые в реакции (пока ещё не термоядерной, да будет так) показали, кто есть кто в России и что есть здесь что. В реакции обширной, цепной, со временем не нейтрализующейся, а проявляющейся все ярче. Коснулась она всех сфер, от политики до домашних кухонь, от журналистики до шоубиза.
Кто-то особо умный наумничал на тему СВО так, что пришлось ему бежать до Канадской границы. Кто-то — так, что его в ту сторону погнали. Кто-то — так, что его деятельность в России закрыли навсегда. Кто-то — так, что его прищучили баснословным штрафом. А кто-то вообще Алла Пугачева. Или Артур Смольянинов. Или коллектив шибко независимого «Дождя», сбежавшего летом в Латвию с клеймом иноагента, да там и загнувшегося. Потому что — что? Иноагент, он же сексот, он же предатель, не нужен «ни нашим, ни вашим» — таких казнят и свои, и чужие.
Заметили, как за год СВО изменился российский сегмент интернета? Куда это вдруг из него подевалась вся либеральная «балалайка»? Ну, какие-то аккорды, мотивы остались, но Роскомнадзор и правоохранители не дремлют и наглухо банят.
Заметили, как изменилось инфополе российских СМИ? И в принципе список действующих СМИ? Куда вдруг массово подевались из них обличающие российскую власть и армию лозунги, тем более статьи, а тем паче репортажи? Что вдруг стало со стремлением пишущей-снимающей братии распинать чиновников, например? Чиновников, их же всегда вроде как можно было и было за что. А вот сейчас и их даже и за дела их праведные (нет) стараются не трогать.
И нет, никакой «директивы сверху» нам не поступало, просто адекватные редакции стали уходить от этой сегодня просто опасной ниши, уходить «на всякий случай», уходить, «чтобы не отвечать, не дай боже».
То же самое происходит сейчас и с освещением темы СВО — федеральные (особенно) СМИ стали мегааккуратными в подаче инфы. Ну, тут уж не просто из-за добровольного стремления перестраховаться, а на фоне двух интереснейших документов. Во-первых, закона «О фейках» (а фейком при определенных обстоятельствах и задачах может стать даже самый настоящий не фейк, если он не угоден, правда — она ж такая штука). Во-вторых, ноябрьского приказа ФСБ, который содержит 60 пунктов, запрещающих разглашение определенной информации об СВО. То, что этот приказ касается деятельности иноагентов, а остальных не касается, — момент важный, но заставляет дуть на молоко всех.
Созданное напряжение (хоть и сильно всех стопорящее, заставляющее работать по-новому) более чем оправданно.
Сейчас антироссийские толки более чем недопустимы. Умы и так сейчас слишком отпущены и распущены, общество наше то есть, народ, все еще в подавляющем большинстве. А ещё, как ни крути, с кем-то и на чем-то нам предстоит строить новую Россию. И одно дело, когда кто-то там что-то высказывает на кухне, а другое — когда то же самое делают во всеуслышанье лидеры мнений. Это те люди, которые считаются в силу деятельности медийными. Те, которые у поколений кумиры. А кумиры в основном у молодняка кто? В основном — артисты.
Дальше мне хотелось бы написать, кто же из артистов, кроме Пугачевой и Смольянинова, «самоуничтожился». Но их что-то печально много, тех, кто сделал это громогласно, прям басом, прям изо всех утюгов громыхнул «последним дурости аккордом». Поэтому не буду. Стыдно им быть русскими, против они российского курса, не поняли они причин СВО — пусть освобождают сцену навсегда, России сегодня как никогда нужны новые таланты, лица и в принципе тотальный модерн всех областей искусства. Кстати, Госдума выдала два важных пассажа. Депутаты призвали к возрождению настоящего творчества, его популяризации и поддержке авторов и предложили стоп-лист, список имен артистов и деятелей культуры, которые больше не будут выступать в России за госфинансирование.
Список прямо-таки ого, в свободном доступе имеется. Кому интересно, увидите сих персонажей сами.
Жатва нешуточная, но лично я хочу сказать депутатам, озаботившимся судьбой российской культуры, спасибо. Спасибо, что наконец-то там, наверху, узрели состояние отечественных кино, музыки, живописи и так далее. Ну и за то, что решили и решились погонять чертей. Так гоняйте же, нормальные инициативы — вытаскиваете на свет достойных исполнителей, авторов, актеров, режиссеров, певцов, которые способны именно на большое творчество, а не на многолетнее торгашество лицом и пятой точкой. Потому что больше блистать-то откровенно нечем.
Артисты артистам рознь. Есть артисты, которые развивают искусство и занимаются делами. Я говорю о тех, кто, как может, занимается благотворительностью и прочими полезными вещами. Кто ездит с концертами и гуманитаркой в горячие точки. Кто занимается беженцами. Этим как раз понятно, что происходит сегодня вообще и, главное, почему. Потому что на большую деятельность нужны мозги, а если они есть, то они транслируют рациональное. Так вот, никто из них не пожалел, что он русский, и не нацепил желто-синее концертное одеяние.
А есть артисты, которые вконец охренели от денег. В их заслугах — ноль, профессионального веса — ноль, таланта — ноль, зато в карманах — замки. Но нет же, их мозг посчитал, что надо пукнуть в воздух из разряда «не знаю, о чем тут вы, что в мире происходит, „но Баба Яга против“! Ну против — так и все, вали со сцены, иди в дворники.
Я наотрез не понимаю, почему и за что Моргенштерн*, Галкин*, Бузова, Кока, Монеточка и ещё несколько десятков сегодняшних «артистов» — это артисты.
Что они сделали такого хотя бы для искусства, не говоря уже о какой-то благородной деятельности? Ну посмеялись все с шутеек Галкина, с Урганта — вот прекрасно, быть шутом! Так и будьте, дорогие, кто на что учился же. Но нет, они, видите ли, выразили «гражданскую позицию». С чего вообще эти люди взяли, что кому-то интересно их «золотое» мнение о геополитических процессах, даже обозначенное как личное?
Ладно, фиг с ними, с однодневками под общим названием «поющие трусы». Высказались, получили пинка, улетели в теплые края (хотя я бы таким дарила билеты на Колыму, например). Но есть и те, кто вроде как из категории «человек мира, планеты всей и так далее». Есть артисты, которые не делают вообще никаких околополитических заявлений (что, кстати, правильно: не имеешь отношения к области — не лезь в нее).
Но что же они делают вроде как «неделанием»? Почти то же самое, что и те, кто там разлетелся по теплым краям (вместо Колымы пока что). Но латентно. И, блин, это реально печально.
Открываю я инстаграм** (запрещённый, но нужный по работе, не надо пытаться тут зацепить) и вижу там видео Дианы Арбениной, горячо и давно мной любимой.
Репетирует группа, а на стене, видимо, вовсю британский флаг. Ну что это, ну как это?!
Какой британский флаг может быть сегодня, Диана? И что он значит в данной конкретной локации? А хрен его знает, что это значит. Сказать бы, что «просто флаг», — не скажешь. «Привиделось» — не скажешь. «Да крестик красно-белый, ну и крестик» — тоже как-то не алё.
Даже «а что тут такого?!» сегодня более чем не скажешь.
Нет, не надо увешивать стены триколором, не надо ставить на полки матрёшек, упасибожэ как истинная «симпл рашен гёрл» или там «рашен мэн» пить в кадре водку из граненой стопочки в обнимку с медведем и устраивать прочий пророссийский фарс. Но смотреть на общий кадр и его смысл-то стоит. Особенно на возможные трактовки. Да и на реакцию аудитории.
И, кстати, продолжим про «а заметили?». А заметили, что в магазинах почти полностью исчезла одежда с американским / британским / немецким / французским и прочими флагами и надписями? Да, по большей части потому, что бренды свалили — сами иностранные лейблы ушли. Но у российских производителей тоже был шмот с иносимволикой. А сейчас пустовато. Но вот как раз российская атрибутика у производителей одежды оказалась в почете. И ее покупают — не залеживается.
А некоторые исполнители из разряда «невысказавшихся» просто или свернули концерты в России и упорхнули по Дубаям и Израилям, или отказываются выступать под российским флагом, который где-то там у них оказался на фоне. На сцене.
______________________________________________________________________
* Внесены Минюстом РФ в перечень иноагентов.
** Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской, запрещен в РФ.