«Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street)
США, реж. Мартин Скорсезе, в ролях: Леонардо ДиКаприо, Джона Хилл, Марго Робби, Кайл Чандлер, Мэттью МакКонахи, Роб Райнер, Жан Дюжарден, Джон Фавро.
Ошибкой со стороны российского дистрибьютора было отказаться от новогоднего проката. Трёхчасовой картины испугались кинотеатры: мол, ну кто пойдёт на такое длинное кино в Новый год?!. Но сейчас очевидно: именно на такой фильм в длинные январские выходные все бы и пошли. Ну, не все – но очень многие. И особенно в России. Потому что «Волк» учит, как правильно прожигать незаконно заработанные деньги. Коих у нас в стране вертится немало. Но радостно признаться в этом и самому себе, и всем прочим можно, только одурев от бесконечного застолья, дойдя до той кондиции, когда душа просит праздника – не такого, как у всех, а Настоящего. После пары дней водочных возлияний фильм о том, как правильно устраивать оргии, пошёл бы у нас на ура. До конца праздников взрослые компании успели бы его пересмотреть по два, по три раза – забыв обо всех прочих новогодних хитах, пригодных для показа в детском саде. Впервые после «Титаника» фильм с Леонардо ДиКаприо мог бы стать Русским Народным Фильмом.
Но не стал. И вопрос, станет ли. Ибо февраль – месяц трезвости. А на трезвую голову столкнуться с подобным разгулом решатся не все. К тому же большие гуляния давно кончились, а на День всех влюблённых девушку на такое кино лучше, наверное, не водить… Определённую сумму картина, разумеется, соберёт, но рекорда уже не поставит: момент упущен.
А ведь всё дело в чём? В неправильной презентации. На Кинорынке, состоявшемся в ноябре, прокатчики «Волка» уверяли всех в том, что у них на руках безусловный хит, исключительно на словах. В то время как их конкуренты на одни слова не положились: «47 ронинов» были представлены эффектной нарезкой, а уж «Невероятную жизнь Уолтера Митти» продвигали так агрессивно, как другим и не снилось. Результат – кинотеатры поверили «чужим» картинам. И в целом – не проиграли. Но окажись «Волк» в этом новогоднем овечьем стаде – результаты первых прокатных дней 2014-го года были бы совершенно другими. Сейчас же, после того как лента давно уплыла уже в Сеть, успех не гарантирован вовсе. Жалко.
Ролик к фильму «Волк с Уолл-стрит»
Потому что фильм, как уже было сказано, мощнейший. Самый мощный фильм Мартина Скорсезе за последние чёрт знает сколько лет. Лучший его фильм в паре с ДиКаприо. Один из лучших фильмов с ДиКаприо вообще – входит по меньшей мере в пятёрку его самых ярких работ, если даже не в тройку. Редкий фильм, на который хочется снова пойти сразу же после окончания сеанса. Даже несмотря на те самые три часа – которые пролетают на одном дыхании.
Это не гениальная, но уникальная картина – восхваляющая грязный Порок так, будто это святая Добродетель. Подающая его так вкусно, что невозможно не облизаться. Зачем-то доказывающая, что быть мерзавцем – это заразительно.
Кто не знает – это экранизация жития реального нью-йоркского брокера Джордана Белфорта, описанного им самим. Когда его, наконец, посадили, у него образовалась куча времени, чтобы привести свои мысли в порядок – и рассказать о себе настолько откровенно, насколько вообще позволяют себе быть откровенными ничего не боящиеся люди. Он начал свою деятельность в 1987-м – прям в «чёрный понедельник», который, казалось бы, разом поставил крест на его многообещающей биржевой карьере. Но судьба не на того напала – и Джордан выкрутился, усвоив для себя одну важнейшую вещь: обман тебе ничего не стоит. Элементарная «разводка», осуществлённая элегантно, приносит не в пример больше денег, чем честная игра по правилам. В разы больше денег. Таких денег, что позволяют тебе иметь решительно всех и всё.
Для этого ведь и становятся брокерами – чтобы обогащать себя, а отнюдь не своих клиентов. Зная это (и поделившись этим секретом со своими друзьями), Белфорт со своими выдающимися ораторскими способностями быстро становится своеобразной «звездой» Уолл-стрит – которого недолюбливают конкуренты, но искренне обожают собственные сотрудники. Для них он – не волк, а лев, вольготно разгуливающий по огромному офису, кумир, открывший колесо, огонь и слово Божье. Для них он тот, кто может, опять же, всё, - и знает, как сделать так, чтобы это всё досталось каждому, кто на него работает. Мечта, а не начальник. Золото, а не человек.
Эпизод из фильма «Волк с Уолл-стрит»
Но куда интереснее, чем смотреть, как герой деньги зарабатывает, наблюдать за тем, как он их спускает. Вот где начинаются настоящие оргии! Давно уже не было столько голых задниц в мейнстримовом фильме с бюджетом в сто миллионов долларов! Проститутки дорогие, проститутки дешёвые, на работе, дома, на яхте!.. А чего стоит секс с красавицей-женой на кровати, устланной вместо простыни набитыми пачками купюрами!.. Без штанов не раз появляется и сам Лео, для персонажа которого наравне с интимом главной любовью остаются наркотики – и их он употребляет столько, сколько иной и за всю жизнь бы не осилил. Много. Очень много. Плохой Джордан Белфорт, очень плохой. Шалунишка.
Под стать ему и все остальные – включая лучшего друга. В историю кино войдёт главная экшен-сцена картины, когда Джордан и первый его приспешник пытаются подраться друг с другом, находясь в совершенно удручающем состоянии: один обдолбыш уползает, второй никак не поспевает за ним… А зритель хохочет и в какой-то мере даже завидует – ведь когда так, простите, нажрёшься, всегда будет, о чём вспомнить.
Таковым воспоминанием и является весь фильм – воспоминанием о том, как круто покутили. Лёгкая мораль, незаметно вставляемая режиссёром в последние двадцать минут действия, так веселит своею наивностью, что понимаешь: Скорсезе проговаривает нравоучения, конечно же, не всерьёз. Вот так от души погулять, потом сдать всех и получить за всё про всё каких-то жалких несколько лет, которые и в тюрьме пролетят как на курорте?!? «Да чтоб я так жил», - скажет если не каждый, то каждый второй после просмотра картины.
И потому «Волк с Уолл-стрит» - как раз тот фильм, против которого, по идее, должна была бы восстать сейчас вся наша озабоченная нравственностью чиновничья государственная машина. Так что следует ещё порадоваться, что пока не восстала – и лента всё же выходит в российский прокат, пусть и не в самое удачное для себя время.
Эпизод из фильма «Волк с Уолл-стрит»
Однако «Оскара» Леонардо ДиКаприо опять не получит. Не получит его и Скорсезе – но тому не привыкать, тем более что всех призов на этот раз заслуживает Куарон со своей «Гравитацией». Но вот ДиКаприо… Почему так?.. Мы знаем его уже столько лет, а у него всего лишь четвёртая номинация на «Оскар» и до сих пор – ни одной победы!.. Как так?.. Ведь очевидно, что он – не просто большой, а великий актёр, лучший актёр своего поколения. Да что там – единственный настолько крупный голливудский талант среди тех, кому немногим больше-меньше сорока. Вот среди тех, кому уже слегка за пятьдесят мы с ходу назовём по меньшей мере пяток известных на весь мир имён. А кто может сравниться с Лео в его возрастной категории?.. Да никто. Так в чём же дело?..
Вопрос, не имеющий однозначного ответа. Зависть – самое простое решение. Не всем так много дано и не все получают такую огромную славу в столь раннем возрасте, в каком она пришла к Леонардо. Он-то с честью выдержал испытание и водой, и «медными трубами», но вот все другие… Понятно, что такой успех – к тому же заслуженный – пришёлся по нраву не многим, и актёру его простят ещё очень нескоро. Но списывать всё на человеческую злобу было бы в корне неправильно. Тут имеется и множество нюансов. Едва ли не самый важный из которых заключён в том, как ДиКаприо подбирает для себя проекты.
Дело в том, что с малых ногтей он выбирает себе преимущественно Великие Роли. И как правило – в Великих Фильмах. Потому что он не только талантлив, но и амбициозен. И проходные ленты в его послужном списке – редчайшее исключение. Особенно после того же «Титаника». Нельзя, конечно, сказать, что все из его картин и правда стали великими – тут ведь заранее стопроцентно результат не предскажешь. Тем более что итог далеко не всегда зависит от одной актёрской работы – в ход всё же идут разнообразные факторы. Но даже свои редкие творческие поражения актёр умеет обращать в будущие победы. И направление, которым движется ДиКаприо, очевидно: ему не столь важно оказаться лучшим сейчас – куда важнее для него остаться лучшим в Вечности. И оттого он работает только с лучшими режиссёрами над самыми непростыми образами.
Весь ДиКаприо за 2,5 минуты
А «Оскару» как раз этого и не нужно. Американская киноакадемия далеко не всегда награждает действительно великие фильмы и уж крайне редко привечает подлинно великие роли. Не потому даже, что они в принципе редки, а потому ещё, что всё великое – неординарно, в то время как массовый опрос среди академиков просто обречён свестись к чему-то среднестатистическому. К тому, что по тем или иным причинам нравится всем. Идеален в этом отношении пример Тома Хэнкса, умудрившегося выиграть золото дважды подряд. Но победил ведь он не потому, что гений, а потому, что сыгранные им роли оказались созвучны духу времени, отвечали всеобщим запросам и ожиданиям. А ДиКаприо играет всегда на опережение. Обгоняя время, а не соответствуя ему. Он просто не вписывается в общепринятые рамки – и это обстоятельство отдаляет его от какой-либо премии куда сильнее, нежели обыденная «месть».
Но Джордана Белфорта в его исполнении не выдвинуть на приз, конечно, не могли (более лояльный «Золотой глобус» так даже и наградил артиста за лучшую комедийную роль). Уж больно сочный материал. Уж больно круто сыграно. С уморительными актёрскими аттракционами и убийственным напором. С таким накалом, который присущ лишь ему одному – Леонардо ДиКаприо.
Эпизод из фильма «Волк с Уолл-стрит»
Однако номинация – ещё не награда. И сколько ни мечтай, чтобы Киноакадемия осчастливила, наконец, нашего любимца, реальность такова, что «Оскар» за такого отъявленного (пускай и симпатичного) негодяя ему совершенно точно не достанется. Не только потому, что порок - даже экранный - не следует поощрять (на этот счёт прописанных правил нет). Но и потому, что живёт на свете такой Мэттью МакКонахи – по иронии судьбы сыгравший в том же «Волке» первого учителя Белфорта, объясняющего тому всё про наркоту и дрочку. Но приз за лучшую мужскую роль ему обеспечит не великолепный эпизод в ресторане, а «Даллаский клуб покупателей», в котором давишний красавчик упоённо изображает больного СПИДом.
Нельзя сказать, что изображает плохо – но в его игре нет никакого сюрприза. Да и сам фильм – недурной, но шаблонный и плоский… Только вот как раз это и требуется Академии. Ведь кем был МакКонахи? Таким рубахой-парнем, не умеющим играть «секс-символом». А кем неожиданно стал? Приличным артистом, внезапно заинтересовавшим даже прожжённых критиков. Толпа, раздающая «Оскары», очень любит именно такие сказочные превращения из гадкого утёнка в белого лебедя.
А ДиКаприо с каждой своей ролью не преображается, а только наращивает темп, превращаясь из просто талантливого паренька в большого актёра, из большого актёра - в крупного артиста, из крупного – в великого, из великого – в ещё более великого... И всякий раз он доказывает, что нет предела совершенству.
Нужен ли ему в таком случае «Оскар»? Ну, конечно, не помешал бы. Хотя с исторической точки зрения здесь мы имеем дело с тем случаем, когда это «Оскару» нужнее ДиКаприо. Потому как мы, современники, очевидной несправедливости просто повозмущаемся, а вот потомки – те подобного никогда не простят.
Каков же итог? «Волк с Уолл-стрит» в российском прокате. Не пропустите.