По результатам подсчета 40% голосов, «Единая Россия» набрала 53% голосов, сообщает РИА Новости со ссылкой на Центризбирком. Таким образом, единороссы претендуют на конституционное большинство в нижней палате федерального парламента, заняв минимум 113 депутатских кресел по партийным спискам.
По данным системы ГАС Выборы, у ЛДПР 14,22% голосов, КПРФ набирает 14,19%, «Справедливая Россия» — 6,22%. Другие партии не проходят ни 5%-ный, ни 3%-ный барьеры.
По данным ЦИК, «Единая Россия» помимо первенства в партийных списках лидирует также и в одномандатных округах.
«Единая Россия» выигрывает в 203 одномандатных округах из 225. Кандидаты от «Справедливой России» — в шести, КПРФ и ЛДПР — в пяти каждая, «Яблоко», «Партия роста», «Родина», «Коммунисты России» и «Гражданская платформа» — в одном каждая, в одном из округов лидирует самовыдвиженец.
Вместе с тем, как стоит напомнить, экзитполы ВЦИОМ показали, что список «Единой России» получает 44,5% голосов избирателей. Второе место, по данным соцопроса, заняла ЛДПР с 15,3%, третье — КПРФ с 14,9%, четвертое — «Справедливая Россия» с 8,1%, пятое — «Яблоко» с 3,5%. При этом после обработки 35% протоколов единороссы набирают 52,51%, у КПРФ — 14,43%, у ЛДПР — 14,36%, «Справедливая Россия» получает 6,29%, «Яблоко» оказалось на восьмом месте с 1,49%.
В соцсетях по этому поводу начались возмущения. Однако экспертное сообщество доступно объясняет ситуацию. «Во-первых, ЦИК пока дает промежуточные данные, — подчеркнул в беседе с ТАСС директор Института социально-экономических и политических проблем (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский. — Они могут колебаться и достаточно существенно, точно так же, как экзитполы, когда они приходят в течение дня, они час от часа могут показывать колебания цифр».
По его словам эксперта, это связано с тем, что «как данные экзитполов идут по территориям с Дальнего Востока до Калининграда и накапливаются постепенно, так и данные ЦИК вводятся постепенно: какие-то территории вводятся быстрее, какие-то — медленнее».
«К этим данным надо относиться спокойно, как к условным, промежуточным, не окончательным данным, и сравнивать имеет смысл только финальные цифры», — пояснил директор ИСЭПИ.
«Когда ЦИК окончательно их введет, и мы будем видеть итоговый результат, в том числе, например, будут полностью введены Москва, Петербург, где у „Яблока“ большой процент, тогда можно будет сравнивать и будет корректно говорить о том, совпали они с экзитполом, не совпали и почему не совпали», — добавил политолог.
Кроме того, глава ИСЭПИ заметил, что экзитполы на то и соцопросы, что могут иметь статистическую погрешность. Он напомнил, что у экзитполов есть две методологические особенности, которые необходимо учитывать.
«Первая состоит в том, что экзитпол, как и любой социологический опрос, обладает погрешностью в выборке. Это означает, что всегда существует некоторая проблема того, что опрашивается некоторое количество людей, а голосуют миллионы», — сказал он. При этом, отметил Бадовский, в экзитполах и ФОМ, и ВЦИОМ дают показатель, который называется «процент отказов от ответа», он достаточно высок и обычно составляет 25−30%.
«Еще одна особенность экзитполов состоит в том, что это мероприятие довольно хлопотное, масштабное, особенно когда проводится по всей стране, в них всегда существует определенный сдвиг в выборке в пользу городов», — отметил также директор ИСЭПИ. «Чисто в силу технологических особенностей, логистики, скорости передачи информации в первую очередь сетка опросов на избирательных участках охватывает большие и малые города, где концентрируется электорат, а село, тем более труднодоступное, попадает в меньшей степени», — уточнил он, согласившись, что это «может объяснять некоторый плюс «Яблоку».
«С другой стороны, если результаты выборов, в отличие от экзитполов, больше репрезентуют село, там, например, традиционно побольше процент у «Единой России», у КПРФ, не исключено, что это поможет им удержать второе место в Госдуме», — заключил Дмитрий Бадовский.