Французская полиция продолжает проигрывать в схватке с исламскими террористами. Благополучная еще недавно страна регулярно пугает потенциальных туристов сообщениями о атаках очередных фанатиков.
Во вторник, 26 июля, в Нормандии двое преступников захватили заложников в церкви: священника, двух монахинь и двух прихожан. Жандармы сумели уничтожить нападавших и освободить захваченных граждан. Без жертв, впрочем, не обошлось: священнослужителю перерезали горло. Данный случай — 14 по счету нападение на французских граждан за последние 17 месяцев.
«Ридус» предлагает вспомнить предыдущие террористические атаки, начиная с января прошлого года.
7 января 2015, Париж, нападение на редакцию «Шарли Эбдо»
«Je suis Charlie» — данный слоган в просторах сети стал уже устойчивым фразеологизмом. Появился он после атаки на редакцию французского сатирического журнала, когда исламисты расстреляли редакцию почти в полном составе. Нападение стало ответом на публикацию карикатур на пророка Мухаммеда.
Оскорбившись, члены запрещенного в России ИГИЛ и «Аль-Каиды» убили 12 и ранили 11 человек. Стоит отметить, что это трагическое событие значительно повысило узнаваемость бренда «Шарли» в России. Карикатуры из еженедельника стали регулярно попадать на полосы российских изданий.
7 января 2015, Фонтене-о-Роз
Расстрел редакции сатирического журнала был лишь первым звеном в целой цепи печальных событий. Буквально через полчаса после налета на редакцию, сообщник террористов Ахмед Кулибали открыл огонь из пистолета ТТ в парке городка Фонтене-о-Роз, тяжело ранив совершавшего пробежку мужчину.
По данным французских правоохранителей, он совершил нападение с целью опробовать оружие «в боевых действиях» перед более кровавым терактом.
8 января 2015, Монруж
Следующим шагом Кулибали стала стрельба в Монруже. На следующий день после первого нападения он снова открыл огонь на улице. Сотрудница полиции Кларисса Жан-Филип была убита на месте, сотрудник дорожной службы получил тяжелые ранения.
9 января 2015, Париж
Свою последнюю «проделку» Кулибали совершил 9 января 2015 года в Париже, захватив в заложники 15 человек в кошерном магазине. Этим нападением террорист пытался предотвратить штурм типографии в Даммартэн-ан-Гоэле, где засели братья Куаши, ответственные за расстрел «Шарли».
Поставленной цели террорист добиться не смог, штурмы типографии и магазина начались одновременно. В результате спецоперации Кулибали был уничтожен. Перед смертью он успел убить четверых заложников, двое полицейских получили ранения.
3 февраля 2015, Ницца
Менее, чем месяц спустя после событий в кошерной лавке у Венсенских ворот, во Франции случился еще один антисемитский теракт. Муса Кулибали (однофамилец) напал с ножом на охранников еврейского центра в Ницце, ранив троих человек. Любопытно, что всего за пару недель до нападения его задержали в Турции, где Муса Кулибали пытался сбежать на территории, подконтрольные ИГИЛ. Турецкие власти выслали его во Францию, где он и устроил в итоге свой джихад.
19 апреля 2015, Вильжюиф
Герой данного теракта — алжирец по происхождению, Сид Ахмед Глам — планировал устроить целую серию нападений на христианские церкви в столице Франции. Для начала он застрелил у храма француженку в автомобиле, но при этом случайно ранил себя в ногу. Не придумав ничего лучше, он вызвал себе «скорую помощь», а врачи немедленно обратились в полицию. При обыске у него нашли большое количество разнообразного оружия и свидетельства, что некий контакт из Сирии давал Гламу указания совершить теракты в парижских церквях.
26 июня 2015, Сан-Кантен-Фаллавье
Имя исполнителя теракта на юго-востоке Франции было известно французским спецслужбам еще за 10 лет до происшествия. В 2006 году на него завели дело за радикализм, но два года спустя обвинения были сняты, несмотря на явную связь с салафитами: тридцатилетний француз Яссин Сали стоял на учете генеральной дирекции внутренней безопасности Франции.
До поры до времени он вел себя относительно тихо, а 26 июня прошлого года получил «веление свыше»: убил и обезглавил своего начальника, завернул его голову в полотно с призывом к джихаду, сел на грузовик и протаранил емкости с сжиженным газом. По неизвестным причинам взрыв оказался маломощным, Сали удалось задержать живым. Спустя полгода он покончил с собой в тюрьме.
21 августа 2015, граница Бельгии и Франции
Пистолет, автомат Калашникова и нож — вооруженный этим арсеналом двадцатипятилетний марроканец Аюб Хаззани пытался устроить теракт в поезде Thalys, следовавшем из Бельгии во Францию. Лишь чудо помогло избежать большого количества жертв: автомат заклинило, а в соседнем вагоне ехали американские военные, которые и скрутили террориста, успевшего ранить двух человек.
13 ноября 2015, Париж
Ноябрьская серия терактов стала самым масштабным по количеству жертв нападением на Париж со времен Второй Мировой войны. В стране было введено чрезвычайное положение четвертый раз за историю. Взрывы у стадиона «Стад де Франс», стрельба у ресторана «Маленькая Камбоджа», захват заложников в концертном зале «Батаклан» стали причиной смерти 130 человек, 352 получили ранения различной степени тяжести.
«Франция и те, кто пошёл по их дороге, обязаны знать, что они останутся ключевыми целями ИГИЛ, и аромат смерти не покинет их носа. Нападения были совершены в отместку за оскорбление нашего пророка. Мир ему, гордимся исламом во Франции и сражающимися мусульманами на земле халифата», — заявили боевики ИГИЛ вскоре после серии терактов.
1 января 2016, Валланс
Инцидент в Валлансе стал самым бескровным нападением. Француз тунисского происхождения с криками «Аллах Акбар» пытался задавить четверых военных, охранявших мечеть. Военные открыли огонь и задержали водителя. На допросе он заявил, что хотел убить солдат, потому что «из-за них гибнут люди», а также отметил, что рассчитывал на свою смерть.
Полиция пришла к выводу, что преступник действовал спонтанно и никак не связан с террористическими ячейками, но в его компьютере было найдено большое количество экстремистских материалов.
7 января 2016, Париж
Беженец из Туниса Тарке Белрацем решил отметить годовщину расстрела «Шарли Эбдо», ворвавшись с ножом и муляжом взрывного устройства в комиссариат полиции 18 округа Парижа. Преступник был застрелен на месте, жертв на этот раз удалось избежать.
13 июня 2016, Маньявиль
Француз марокканского происхождения Ларосси Аббалла зарезал полицейского возле его дома, затем перерезал горло его жене и взял в заложники их трехлетнего сына. Свои зверства Абалла транслировал в прямом эфире в социальной сети. Он признался в двойном убийстве, заявил о верности ИГИЛ, угрожал превратить прошедший Евро-2016 в кладбище. Во время штурма террорист был убит, трехлетний мальчик остался невредимым. По данным французских спецслужб, Аббалла действовал по приказу одного из лидеров ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади.
14 июля 2016, Ницца
Минувший июль стал вторым «собственным 11 сентября» для французов после бойни в Париже. 31-летний выходец из Туниса въехал на белом грузовике в толпу людей на Английской набережной. В этот день в городе был праздник в честь Дня взятия Бастилии.
Преступник проехал два километра до того, как его ликвидировали стражи правопорядка. В этом им помог местный житель, пытавший на скутере остановить грузовик. На мопеде он догнал террориста, запрыгнул на подножку, направив скутер под колеса. Злоумышленник открыл по смельчаку огонь, но, к счастью, промахнулся. Этой заминки было достаточно, чтобы полицейские сумели ликвидировать смертника.
Спустя неделю после трагедии во Франции разгорелся скандал. Сотрудница полиции Ниццы Сандра Бертен рассказала о давлении, оказываемом на нее Министерством внутренних дел Франции (МВД) по делу о расследовании теракта, произошедшего во французском курорте в ночь на 14 июля.
В частности, по словам Бертен, которая в тот день отвечала за камеры видеонаблюдения, во время подготовки отчета ей позвонил представитель МВД. Выяснив, что в момент теракта на месте происшествия было недостаточное количество сотрудников нацполиции, он потребовал от нее подать отчет в «измененной форме», говорит Бертен.