Общество

Почему героев надо беречь

0 1033

В Донецке задержали и стремительно выпустили танкового комбата Петра Ручьева (Дизеля). Встречалась с Дизелем один раз, в неформальной обстановке. Для создания полноценного впечатления явно недостаточно, но поняла, что это человек типичной, что ли, героической широты натуры, распространенной у ополченцев первой волны.

Писатель, волонтер Михаил Тырин, с которым мы недавно провели несколько дней в поездках по прифронтовым районам Донецка, в свое время успел еще и послужить военным журналистом в Чечне, где было местами пожестче, чем даже в Донбассе. И, когда мы обсуждали с Мишей донецкие впечатления, он сказал такую вещь: «Ты пойми, на войне есть герои, есть трусы, есть предатели… Но на войне нет хороших и плохих».

И если говорить именно о героях, каких было среди ополчения, что бы ни говорили, много, то надо понять, что «герой» не тождественно «святой». Это разные архетипы, сочетание которых в одном человеке случается с краснокнижной редкостью. Ну а если вспомнить, что многие святые были до поры изрядными грешниками, ситуация усложняется до уровня, малодоступного человеческому пониманию.

Но вот что важно.

Как народ не живет без своего «тела» — общности нормальных, работящих, семейных людей, так же он не живет без своей «воли» — героических типов, зачастую неудобных в обыденности. И он не живет, разумеется, без души, которую в нашем светском обществе составляют высокие порывы вторых, ограниченные простой и разумной человечностью первых. Не будет героев — не будет народной души.

Я помню время, когда мы жили без героев. И это было не очень хорошее время. Поэтому со своими героями народу следует обходиться бережнее, что ли. При всей своей мощи и широте люди эти порой куда уязвимее насквозь добропорядочного обывателя.