Почему горит Россия и как её потушить? Я провел расследование одной из самых частых причин пожаров в стране и попытался выяснить, виновато ли в этом время, государство или сами граждане.
Начало
«При выходе из дома проверьте, выключили ли вы нагревательные и осветительные приборы. Помните: наибольшее число пожаров происходит в жилых домах», – как мантру изо дня в день повторяют рупоры в общественном транспорте.
«Пожар в доме престарелых унес жизни нескольких человек. Те, кому удалось спастись, получили серьезные ожоги», – говорит диктор. Через два дня выясняется: горела проводка. Через месяц – аналогичный случай, но уже в детском доме. На базе отдыха. Или в доме напротив.
Запас прочности
Статистика МЧС красноречива. В обновлённых данных по пожарам за январь-сентябрь 2012 года черным по белому выписано: негодная проводка – причина каждого четвертого пожара. То есть каждую неделю некачественный кабель «поджигает» более 700 помещений.
Специалисты отрасли любят рассказывать такую историю. В Советском Союзе, который в том числе был хорошо организованной военной машиной, даже к вопросам электропроводки подходили с точки зрения войны.
Промышленности ставили задачу: обеспечить население кабелем так, чтобы в случае чего запаса прочности хватало бы и на военные нужды. Знаменитые советские «с запасом прочности » и «если завтра война» – работали с гарантией. Кабель спокойно выдерживал нагрузку того скромного набора электроприборов, что мог позволить себе рядовой гражданин СССР. А при необходимости выдержал бы организацию военного штаба в любой отдельно взятой советской квартире.
Войны с капитализмом не случилось, и кабель преспокойно остался лежать в стенах «хрущевок» и «брежневок» после распада Союза. Только теперь запас прочности подвергся настоящему испытанию современным бытом: в старую электросеть, рассчитанную на стиральную машинку, скромный «Рубин» и электробритву, стали включать, кондиционеры, электроплиты, посудомоечные машины, стиральные машины, компьютеры, вентиляторы и микроволновки. Одной люстры на комнату теперь мало – натяжные потолки и много, очень много световых приборов в придачу – новые времена и новые запросы.
С запасом прочности советского кабеля хватало для советских квартир. Старая проводка современных нагрузок не выдерживает и горит.
Старые новые стандарты
Казалось бы, большинство пожаров легко можно списать на устаревший кабель. Но прошло 20 лет: появились новые дома с новой проводкой. И в старых квартирах сметливые граждане поменяли кабель. Только вот гореть почему-то не перестало.
Современный уровень технического развития куда выше, чем, скажем, в 1960-х. Да и рынок как-никак регулируется: существует множество стандартов сертификация кабеля, куча технических регламентов и регуляторов.
В разговорах о качестве той или иной продукции отечественный производитель ссылается на ГОСТы. Мол, государственные стандарты (просто ГОСТ) Советского Союза учитывали все нюансы производства, а контроль качества продукции велся тотальный. Вот и не делали заводы и фабрики контрафакта.
Теперь качество того же самого кабеля определяется по ГОСТ Р (Государственный стандарт России). Но это не одно и тоже. А сами эти госты не выдаются централизованно государством, а скорее напоминают патенты на выпуск продукции.
А патент, ясное дело, может быть любым. И написано в нем может быть все, что угодно. По этому патенту спокойно можно выпускать любой кабель, не заботясь о потребителе, а просто зарабатывая деньги. И не беспокоиться, что в какой-то момент придет Государство, которое конфискует продукцию и закроет фабрику.
Главная «фишка» этой системы вот в чем: даже сделанный по всем гостам кабель может быть плохим. Потому что кроме стандарта есть такой параметр, как сечение жилы кабеля. Оно всегда прописано на самом проводе и показывает, какую нагрузку способен выдержать кабель и сколько приборов можно на него «повесить».
Тут и начинается неразбериха. Производитель пишет на кабеле «сечение 4 кв.мм», а на деле продает кабель с сечением 2,5. Разницу на глаз покупатель никогда не определит: тут нужен микрометр, которым пользоваться умеют единицы покупателей. А производитель вроде и сэкономил, сделав кабель тоньше, и вроде никого не обманул, потому что в патенте у него есть допустимый разброс параметров сечения.
А покупатель, даже если вдруг ему и скажут, что сечение ниже, наверняка отмахнется. «Подумаешь, какие-то 1.5 единицы. Я все равно ничего такого в розетку не включаю». И вспомнит о своих словах только когда загорится…
(Есть еще один способ экономии: добавлять при производстве провода медь худшего качества или просто меньше этой самой меди. Количество этого металла также напрямую влияет на качество кабеля. Тут, кстати, проверить себя легко. При покупке кабеля просто «взвесьте» его на руке: тяжелее кабель – больше меди, больше меди – лучше качество).
Как говорят сами электрики, нынешние стандарты производства находятся за гранью разумного. Специалисты отрасли винят во всем алчный рынок, нацеленный только на извлечение прибыли.
Понятно, что производство кабеля – это не добыча нефти. Бизнес у «проводников» скромный, а зарабатывать на нем надо. Вот и возникает ситуация, при которой на рынке появляется некий ГОСТ Р, в котором четко прописано, что хорошим кабелем является только такой, в котором пластиката (материала, используемого в оболочке провода) на 15% больше, чем у прочих.
В результате завод, занимающийся производством того самого пластиката получает дополнительный заказ, а конечный потребитель мучается с излишне толстой проводкой, прикидывая, какие каналы придется бурить в стенах своей новой квартиры.
Примечательно еще и вот что. Сертификацией и вообще контролем кабельного рынка занимается ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт кабельной промышленности».
Во времена СССР ВНИИ КП действительно был серьезным исследовательским центром, подконтрольным государству. А теперь стал открытым акционерным обществом, проще говоря, обычной коммерческой организацией. Здание, которое когда-то принадлежало институту, теперь в руках ОАО. А многие помещения, поскольку «дом кабеля» действительно большой, сдаются им же в аренду под офисы самых разнообразных фирм.
Кабель – вещь «тонкая»
Проводка для обывателя сродни водоснабжению, да и вообще всему, что проходит внутри стен дома. Кабель кладут строители при первичной отделке квартиры, а жилец не сильно задумывается над тем, какое там качество у этого провода, и по какому ГОСТу он сделан. Осознание, как ни печально, часто приходит возле пожарной машины, когда остается только обреченно смотреть вверх, где пылает новенькая квартира.
А бывает еще хуже, потому что ровно такого же качества кабель может проходить, скажем, в кафе, где вы попиваете чай с другом детства, потому что на этом сэкономил, не глядя, владелец заведения.
Для того чтобы хоть как-то сориентировать россиян в кабельном деле, энтузиасты отрасли даже открыли два сайта. Один из них – punp.ru – учит искать хороший провод с помощью простой инструкции и набора маркировок, которые в идеале должны на таком проводе стоять. Еще одни альтруисты – Огнестойкость.рф – действуют по такой же схеме, приводя пугающую, но правдивую статистику возгораний проводки. Ко всему прочему здесь активно продвигают идею «огнестойкого кабеля», более актуальную для складов и нежилых помещений, чем для простых квартир.
Поскольку горит чаще всего жилой сектор, то есть простые квартиры и частные дома, начинаешь задумываться о том, все ли в порядке в твоем жилище. Вооружившись памятками punp.ru, рекомендациями из интернета и списком ГОСТов (настоящих, не Р), идем смотреть, что теперь продают в магазинах.
На Москворецком рынке – рай для контрафакта. В одной куче здесь лежат брендированные немецкие инструменты и их сомнительные «братья» из дружественных республик. С кабелем – аналогично.
Выяснить различие между тремя разными мотками, кажется, одного и того же кабеля не удается. Кстати, на проводах никаких меток, штампов и любой другой маркировки. Кое-где маркировка кабеля выполнена обычным фломастером. Сомневаюсь, чтобы на заводе так помечали качественную продукцию.
Разница для непосвященного видна только в цене. Из вариантов – условно – за 30 и 100 рублей продавец рекомендует не выбирать, а предлагает компромисс за 60, мол, «золотая середина». Как без специального образования или знаний выбрать правильный ответ – загадка?
В розничной сети районных магазинчиков, торгующих светом, ситуация та же. Понять, лучше ли «кабель силовой, Тверской кабельный завод» или его коллега из города Кольчугино Владимирской области, решительно невозможно.
В большом строительном гипермаркете «OBI», который кабелем завален до потолка, проблема никуда не исчезает. Отчаянно ищем кабель, соответствующий прописанным в памятках стандартам. На вопрос, что же купить, консультанты отвечают неопределенным: «Берите этот, он хороший». Чем же, собственно, так хорош безликий моток провода в сравнении с другими лежащими рядом, он не уточняет.
Адвокатская помощь
В очередном магазине становится ясно: без технических специалистов не разобраться. На помощь приходит компания «Адвокат качества», занимающаяся (естественно, за деньги) независимой экспертизой ремонтных работ.
Например, вы затеяли в квартире ремонт с нуля. Нанимаете бригаду, которая поклеит вам обои, положит плитку, установит ванную и сделает паркет. И, конечно же, подведет электричество, газ и воду.
А независимые эксперты следят за ходом выполнения работ. А в случае нарушений добиваются переделки за счет фирмы, у которой вы ремонт заказываете.
С кабелем, ясное дело, компания уже работала. И со статистикой МЧС согласна. Вот, например, что говорит о ситуации на рынке главный инженер Александр Мирошкин в интервью изданию «РусКабель» (о нем ниже): «В 30% случаев неверно выбран вид кабеля для электропроводки. Как правило, площадь сечения кабельных изделий не соответствует нагрузке и правилам устройства электроустановок (ПУЭ). Неправильно подобранные по сечению кабели и провода, не соответствующие токовым нагрузкам, могут привести к замыканию и, как следствие, – к пожару».
При этом речь здесь идет уже не о простых гражданах, а о профессиональных электромонтерах, которые закупают кабель для вашего ремонта. В ситуации, когда ошибаются специалисты, обывателю приходится совсем туго.
Бренд в помощь
«Потребитель должен начать разбираться в кабелях. Ведь можно даже на вес определить, какой провод тяжелее, а какой легче, потому что в него не доложили медь», - замечает в интервью «Коммерсанту» гендиректор медиахолдинга РусКабель (сайт RusCable.ru позиционирует себя как отраслевое СМИ) Александр Гусев.
Как уже говорилось выше, одним весом не ограничишься, нужно считать сечение. И вот чтобы не ходить в магазин с микрометром и нужен бренд. Беда только в том, что отечественные производители кабеля брендированием не увлекаются. Сами не хотят, а ГОСТ Р этому не способствует. В техническом стандарте написано «кабель», вот и называют производители свою продукцию.
Однако бренд – важный маркер на рынке любой продукции. Бренд – это личная ответственность компании перед потребителем. Потребители платят больше за брендовый продукт, потому что компания и бренд гарантируют потребителю ожидаемое заявленное качество, поставку, спецификацию и просто лучшие свойства продукта, чем у продукта без имени.
Покупая, например, французские шины Michelin, можно быть уверенным в их качестве и свойствах отлично держать дорогу. Производитель с многолетней историей, которого французы давно считают своей национальной гордостью, гарантирует качество покупки.
Или взять в пример немцев. Транснациональная корпорация Siemens – настоящая немецкая гордость. Концерн, основанный в середине XIX века, не только не сдает свои позиции, но и наращивает прибыль.
В свое время Siemens придумали бренд Bosch. И никто не станет спорить, что качество техники под этой маркой сродни качеству немецких автомобилей. Так почему в масштабах нашей страны не сделать то же самое и с кабелем?
Самый беглый просмотр российского кабельного рынка приводит к одному только бренду «Вольтекс» (впрочем, на упаковке написано Voltex). Эту марку держит за собой «Орловский кабельный завод».
Марку рекомендуют и «Адвокат качества», указывая, что сечение этого кабеля соответствует заявленному на ценнике и на маркировке самого провода. А производитель с гордостью указывает, что кабель застрахован одним из крупнейших страховщиков «РЕСО Гарантией».
Последний пункт, кстати, хороший показатель. Вряд ли страховая компания с такой репутацией станет подвергать себя риску и выступать поручителем за сомнительный продукт. Что примечательно, в этом продукте название кабеля и его сечение промаркированы на самом проводе.
Представитель Орловского кабельного завода Анатолий Устинов утверждает: «Рынок наполнен безликим товаром. Вся продукция, в лучшем случае, носит название того завода, где ее выпускают, с добавлением не всегда непонятных покупателю технических терминов. Мы же предлагаем четкое название, которое легче найти на полке в куче других кабелей. Но главное, мы отвечаем за качество нашей продукции».
На вопрос, чем лучше бренд государственного стандарта, Устинов отвечает: «На самом деле, нужны и государственные ГОСТы и бренд для потребителя одновременно. Бренд подразумевает личную ответственность, а стандарты, как это было в Советском Союзе, должны регламентировать производство. Но, этот регламент должен соответствовать времени, потребностям людей и действительно регулироваться государством».
В строительном «Леруа Мерлене» консультанты показывают на полки с «Вольтексом». «Этот провод нравится покупателю, его берут чаще всего. Вообще, в наших магазинах продается качественный товар». Так бренд тянется к бренду, создавая для покупателя поле выбора, в котором контрафакту нет места.
Кто ответит
Государство, как выясняется в разговоре со специалистами, устранилось не только от сертификации, но и от ответственности за выпускаемую в стране продукцию. Сейчас за плохой кабель отвечать должен тот, кто его сделал.
Однако на практике выиграть суд с кабельным заводом, от провода которого загорелась вся квартира, почти невозможно. И если даже вы наймете профессиональную команду юристов, то даже маркированный кабель невозможно связать с документами и сертификатами, которые к нему прилагаются.
Если даже кабель и не выгорит весь, то принесенный на экспертизу обезличенный (немаркированный) кусок провода будет невозможно использовать в суде. И на слушаниях выяснится, что виноваты в пожаре вы, потому что не надо было включать в розетку столько всего и сразу.
В итоге конкуренция на кабельном рынке пока идет только за цену. А на самом деле необходимо добиться укрепления брендов на отечественном рынке. Тогда и покупателю станет легче, и магазинам будет проще выбирать себе партнеров.
Ведь мы же тщательно выбираем молоко, потому что знаем, что от плохого продукта к вечеру случится несварение желудка. Здесь о последствиях мы думаем, но задумываемся ли о том, какие последствия влечет неверный выбор той же проводки, или водопроводных труб, или труб газовых? Вряд ли ведь скрытое от наших глаз стенами собственных домов мы и не думаем воспринимать как потенциальную угрозу.
И пока происходит так, в России с каждым годом будет расти число пожаров. А голос в общественном транспорте будет все чаще и чаще: «Проверьте, выключены ли осветительные и нагревательные приборы».
Так что пора, пожалуй, начать разбираться в брендах и начать им доверять. Чтобы как с молоком, не жаловаться потом на несварение желудка, а с кабелем – на внезапный пожар в новой квартире.
См. также: Доклад почетного президента профильной Ассоциации «Электрокабель» Изяслава Пешкова и экспертная оценка ситуации с кабелем в братской Белоруссии.