Сегодня у здания парламента Ингушетии прозвучали выстрелы. Силовики пытались утихомирить протестующую толпу. Тысячи местных жителей вышли на улицу, не согласившись с ратификацией соглашения о границе с Чечней.
Согласно документу, республики обменялись равноценными нежилыми территориями. Чечне передана часть Надтеречного района Ингушетии и горно-лесистая местность. Ингушетии Чечня передала равносильную территорию на границе с Малгобекским районом.
Несмотря на то, что Конституционный суд Ингушетии постановил провести референдум по этому вопросу, большинство депутатов все же ратифицировали документ.
Вопрос территорий в Ингушетии достаточно болезненный. Население республики составляет примерно полмиллиона человек. Горная территория заселена мало, в Джейрахском районе проживает не более четырех тысяч человек. Все остальные сосредоточились в трех остальных районах и двух города — Назрани и Магасе.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Ахмет Ярлыкапов считает, что протесты возникли из-за неоткрытой политики местных властей.
Главная проблема в том, что все это делалось негласно. Это создает нервозную ситуацию в республике и болезненное восприятие всего, что связано с территориями. Когда возник вопрос об определении границы с Чечней путем взаимных уступок, это нужно было делать открыто, с полным информированием общественности Ингушетии, памятуя о том, что это очень болезненный вопрос. К сожалению, этой открытости не было. Когда нет обсуждения, возникает масса разных слухов, есть возможность быстро мобилизовать недовольных, — рассказал «Ридусу» эксперт.Проблема с неопределенными границами Ингушетии — давняя. Этот вопрос не решен ни с Чеченской Республикой, ни с Северной Осетией. По словам кандидата исторических наук, многие ингуши считают земли, которые сейчас передают Чечне, родовыми. А некоторые полагают, что обмен неравнозначный.
Территории, которыми меняются республики, считаются нежилыми, но для жителей Ингушетии оставить их за собой — вопрос принципа, считает эксперт.
В итоге ситуация накалилась до того, что люди вышли на улицы.
Парламентариям сказали проголосовать, они проголосовали. Какая-то часть избежала голосования, кто-то срочно заболел. Что касается нарушения решения суда, я не знаю, как будут в республике решать эту коллизию. Без просчета последствий возникает такая непростая правовая ситуация. Отношения между двумя регионами и так сложные. И улучшений в ближайшее время не предвидится, — подытожил Ярлыкапов.Как ранее писал «Ридус», территориальные разногласия между двумя кавказскими республиками возникли в 2012 году. Тогда стороны не могли поделить Сунженский и Малгобекский районы.
По соглашению в Сунженский район Чечни был включен ряд населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями Ингушетии, глава которой заявил, что Сунженский район — это территория Ингушетии.