Наука и техника

Почему Иран предпочел Суперджету Airbus и Boeing

2 5226

Сделка века в гражданской авиации, о которой так много и долго говорили эксперты, состоялась: как сообщил Wall Street Journal, Тегеран закупит 100 пассажирских самолетов Airbus на общую сумму $18 млрд, в том числе 46 — А320, 38 — А330 и 16 — А350. Все самолеты поступят в распоряжение иранской государственной авиакомпании Iran Air. Первые поставки начнутся уже в 2017 году.

Некоторое время назад стало известно и о закупке Ираном 80 самолетов Boeing на $16,6 млрд. Таким образом, вышедшая из-под международных санкций исламская республика решила практически полностью обновить свой весьма устаревший самолетный парк, представленный устаревшими модификациями самолетов А300, А310, Boeing 747, а также еще целым рядом куда более древних машин.

Сделка выглядит поистине беспрецедентной, особенно если учитывать довольно прохладное к ней отношение со стороны американских политиков, включая избранного президента Дональда Трампа.

Прощай, Superjet 

Примечательно, что столь крупный заказ ведущим западным производителем самолетов был сделан через несколько месяцев после отказа иранской стороны от закупки российского авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100).

Так, по предварительной информации, в январе этого года Иран собирался закупить от двух десятков до сотни SSJ-100. Тогда, по словам вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, одна из крупнейших авиакомпаний Ирана якобы провела переговоры с Объединенной авиастроительной корпорацией. По их результатам предполагалось, что в течение пяти лет Россия должна поставить Тегерану около 100 самолетов Superjet.

Однако через некоторое время заместитель директора Организации гражданской авиации Ирана подчеркнул, что, как и прежде, Иран не заинтересован в покупке российских авиалайнеров SSJ-100.

© Сергей Бобылев/ТАСС

Не вышел размером

Чем же объясняется изменение решения иранской стороны, отдавшей предпочтение самолетам из стран, которые еще совсем недавно держали Иран в клещах жесточайших санкций?

По всей видимости, закупку российских Superjet Тегеран рассматривал на этапе, когда еще не было окончательного представления о том, будут ли с него сняты западные санкции или нет. В этой ситуации российское предложение действительно казалось интересным, так как стоимость SSJ-100 значительно ниже, да и договориться с Москвой Тегерану на тот момент было гораздо проще.

Однако, когда вопрос с санкциями оказался окончательно разрешен и в страну потекли деньги от продажи скопившейся за время санкций нефти, иранские авиационные власти и авиакомпании поспешили сменить приоритеты.

В продуктовой линейке Airbus самыми ходовыми являются модели вместимостью свыше 150 кресел, — пояснил „Ридусу“ руководитель агентства „АвиаПорт“ Олег Пантелеев. — Все узкофюзеляжные модели сегодня тяготеют к вместимости порядка 200 кресел, тогда как SSJ-100 — это прежде всего машина для местных перевозок с вместимостью около 100 пассажиров.

По словам эксперта, у Ирана большой парк довольно старых и топливно неэффективных самолетов, но в размерности 150−200 кресел. И именно их иранцы хотят заменить в первую очередь.

То есть поняв, что возобновления санкций пока не предвидится, и занявшись обновлением собственного парка самолетов, Иран совершенно справедливо решил начать с наиболее распространенной категории машин, вмещающей 150−200 пассажиров. И здесь 100-местный Superjet помочь ему ничем не может.

Конечно, иранскую сторону мог бы заинтересовать и другой перспективный российский лайнер — МС-21 вместимостью 150−220 пассажиров, однако на настоящий момент он находится только в начале фазы проведения летных испытаний.

МС-21

Не удивительно, что российская корпорация «Иркут» — разработчик МС-21 — рассматривает Иран в качестве одного из потенциальных покупателей МС-21, о чем в начале этого года заявил на выставке Singapore Airshow официальный представитель российской корпорации. По его словам, в январе 2016 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров отмечал, что обсуждаются планы возможного участия иранской авиастроительной инфраструктуры в производстве компонентов для самолета МС-21 с последующей покупкой этого лайнера.

© Марина Лысцева/ТАСС

Иранские надежды

И все же ирония судьбы заключается в том, что более современный по сравнению с SSJ-100 и потенциально более востребованный МС-21, скорее всего, в обозримое время в Иран не попадет.

Тегеран, очевидно, не уверенный в том, что санкции не будут введены снова, явно спешит. Именно этим можно объяснить столь высокий объем закупок Airbus и Boeing. Ждать окончания летных испытаний пусть и более дешевого российского МС-21, создание которого и без того нешуточно затянулось, иранская сторона не желает.

И снова Superjet 

В то время как МС-21 явно опоздал к «раздаче», шансы прийтись к персидскому двору не теряет SSJ-100, до которого у иранцев пока просто не дошли руки.

Сначала Иран закроет потребности в сегменте 150−200 пассажиров, только потом он, вероятно, спустится до размерности около 100 мест, — говорит Олег Пантелеев. — Как показывает практика, 100-местные самолеты нужны для таких задач, как раскатка новых направлений, на которых загрузка на начальном этапе невелика. Формат 150−200 в данном случае получается слишком большим, а 100-местный самолет загрузить вполне возможно.

Также, по словам эксперта, SSJ-100 — это самолет, который может работать на некоторых направлениях в период низкого спроса. То есть в условиях, когда большие самолеты нерентабельны, но прерывать постоянное авиасообщение недопустимо. Поэтому авиакомпании всегда приобретают самолеты меньшей вместимости и используют их для решения локальных задач, считает Пантелеев, не исключая, что очередь SSJ-100 в Иране еще придет.