Общество Религия

Почему Иван Грозный не судил Василия Блаженного за появление голым у храма

0 7763

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин заявил, что не всякое вызывающее поведение или появление без одежды у храма либо другого религиозно значимого объекта может оскорбить чувства верующих. В пример он привел святого Василия Блаженного, в память о котором построен самый известный храм России.

По словам религиоведа, из жития святого Василия Блаженного прямо следует, что этот человек начал пользоваться уважением уже при жизни, причем не только в народе, но и со стороны аристократии. Знаки почета ему оказывал лично царь Иван Грозный, хотя если не понимать культурного и религиозного контекста Руси XVI века, а также феномена юродства, современных людей поведение Василия легко могло шокировать.

Святой не только появлялся на улицах Москвы, густо покрытой сетью православных храмов, полностью голым (это отражено даже в строгой иконописной традиции), но и совершал действия, которые с точки зрения правовой системы Российской Федерации могли трактоваться как хулиганские, например, пытался разбить камнем икону.

Модель Ирина Волкова на фоне Исаакиевского собора © instagram.comМодель Ирина Волкова на фоне Исаакиевского собора © instagram.com

«Понимаете, дело тут в мотивации тех или иных поступков. Сами по себе голые ягодицы мало кого интересуют, важно ради чего их показывают. В житиях юродивых можно найти немало примеров их асоциального поведения, но они делают это ради пробуждения сознания окружающих, которое погружено в привычный бытовой контекст, ради обращения людей к Богу. Потому их и называют Христа ради безумные или юродивые», — пояснил Роман Лункин в беседе с «Ридусом».

«Люди, которые делают фото в стрингах на фоне храма либо вообще ни о чем не задумываются, либо их мотивы очень далеки от мотивов юродивых. Может быть „словить хайп“, как-то еще прославится или прямо поиздеваться, именно поэтому их проверяют на оскорбление чувств верующих, хотя далеко не все верующие видят конкретно в том снимке на фоне Исаакиевского собора нечто оскорбительное. Хотя можно найти и тех, кого это искренне возмущает», — добавил эксперт.

Религиовед подчеркнул, что работа суда во время разбора таких случаев как раз и заключается в исследовании мотивации обвиняемых.

«В итоге выходит, что государство за верующих решает, оскорблены они были или нет. В православной среде идет широкая дискуссия по этому поводу. Что касается юродивых, то на них в православной традиции обижаться было не принято, у них был особый статус, который побуждал людей переоценивать их мотивацию при нарушении общественного порядка. Это показывает, как вера радикально может менять не только человека, но и отношение к его поступкам», — заключил Лункин.

Икона «Святой Василий Блаженный на фоне Покровского собора». XVIII в.Икона «Святой Василий Блаженный на фоне Покровского собора». XVIII в. © Блог Исторического музея

Напомним, инстаграм-модель Ирину Волкову судят по уголовной статье об оскорблении чувств верующих из-за фотографии с голыми ягодицами на фоне Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Девушка была задержана, на суде ее держали в наручниках, а во время заседания она находилась в клетке. Однако суд не стал назначать ей меру пресечения и отпустил до следующего заседания домой.

На суде были озвучены показания свидетелей, которые заявили, что Волкова оскорбила их, власть, Церковь, государство и общество своими голыми ягодицами. В ответ Ирина извинилась и рассказала, что «немножечко заигралась в блогера» и «делала фотографии без ума».

Ранее Тверской районный суд Москвы вынес приговор участникам скандальной фотосессии на фоне собора Василия Блаженного. Блогера из Таджикистана Руслана Бобиева и модель Анастасию Чистову по статье об оскорблении чувств верующих приговорили к десяти месяцам колонии общего режима из-за фотографии, на которой молодые люди имитировали оральный секс. При этом девушка сидела на корточках перед Бобиевым в куртке с надписью «полиция».