Около 11% россиян заявляют о желании уехать на постоянное место жительства за границу, сообщил в среду ВЦИОМ.
Эта цифра практически не меняется на протяжении как минимум пяти лет: в 2011 году она составляла те же 11%.
Сегодня 7% россиян говорят о желании покинуть Россию в течение ближайших лет, 13% — в течение трех-пяти лет, 51% не думали о такой возможности, еще 18% — размышляли о переезде за границу, но не знают, когда именно это может произойти.
Травка зеленеет
В опросе ВЦИОМ главное не цифра желающих покинуть Россию, хотя она тоже имеет значение. Главное в том, что эта цифра не меняется на протяжении многих лет, подчеркивает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и социального развития Юрий Крупнов.
«Не хочу сказать ничего плохого про опросы ВЦИОМ, но стабильность этой цифры свидетельствует о том, что его социологи измеряют не тенденцию в обществе, а сам факт существования определенной группы населения, для которой подобные настроения впечатаны в психику. И, естественно, внешние условия никак не могут поменять то, что для этих людей является врожденным психотипом — по сути биологической характеристикой, как группа крови», — сказал он «Ридусу».
В самом деле, мем «пора валить» присутствует в российском (а ранее — в советском) обществе перманентно, и на его присутствие политический строй или экономическая ситуация если и оказывают влияние, то лишь маргинальное. Данные опросов ВЦИОМ именно это и подтверждают.
«Есть люди, для которых мироощущение основано не на экономическом самочувствии, не на религиозной принадлежности, не на идеологической платформе и т. д., а на принципе „трава напротив всегда зеленее“. Для них весь мир делится на две части: „Рашка“ и „всё прочее“. Эти люди могут быть в „Рашке“ прекрасно устроены в социально-экономическом смысле, но дело-то в том и состоит, что их мотивация — не экономическая. Она в основе своей иррациональна: пусть мне лучше будет плохо там, чем хорошо здесь», — говорит Крупнов.
Таких людей в России не радует ничего просто потому, что оно — в России. В том числе и самооценка. «Если я живу в России — значит, я неудачник, лузер» — говорят (а чаще - молча думают) они.
Нас мало, но мы в тельняшках
Эти 11% населения в чем-то сродни по самоощущению с теми иногда встречающимися людьми, которых психологи называют трансгендерами: индивидуумы, которые родились и живут в теле, не соответствующем их половой самоидентфикации.
Если для биологических трансгендеров мучения могут быть прекращены операцией по смене биологического пола, то для «цивилизационных трансгендеров» аналогом такой операции является отъезд на ПМЖ.
Эту тенденцию тонко подметил и обыграл в пьесе «Две стрелы» Александр Володин. Персонажи пьесы (и одноименного фильма), сидя вокруг первобытного костра, мечтательно беседуют: «Вот бы попасть за Большой Бугор… там такие жирные бизоны… там такие спелые плоды…»
Пьеса, между прочим, была написана в 1980 году, когда никакие ВЦИОМы никаких опросов не проводили.
Десятая часть населения — цифра не настолько большая, чтобы беспокоиться о том, что в один прекрасный день 15 миллионов носителей паспорта РФ (поскольку назвать их россиянами можно только формально) «свалят за бугор». Но это именно самая активная часть населения, которая формирует информационный фон, говорит Крупнов.
«Я не видел социологического среза данного опроса, но могу предположить, что в эти 11−13% входят в основном пользователи Интернета и прочие граждане, которые знают и умеют, как продвигать свою точку зрения „в массы“. И эта громогласная десятая часть общества по уровню создаваемого ею шума перевешивает 90 процентов тех, кому в России живется если не полностью комфортно, но кто не видит в загранице универсального лекарства от всех проблем», — подчеркивает эксперт.
Для сравнения, число желающих попрощаться с родиной в Украине достигает 30%.